Навигация по странице:
|
Уголовно-процессуальное право РК. Учебнометодический комплекс дисциплины Уголовнопроцессуальное право Республики Казахстан
Оценка доказательств по внутреннему убеждению. Оценка доказательств по внутреннему убеждению закреплена в статье 77 ч.3 п.9 Конституции РК и является деятельностью суда, прокурора и лиц, осуществляющих уголовное преследование, в результате которой они устанавливают достоверность, достаточность, допустимость и относимость добытых фактических данных в качестве доказательств при всей их совокупности и в связи с этим приходят к выводу о доказанности обстоятельств, имеющих значение для дела и охватываемых предметом доказывания.
Необходимо обозначить следующие правила оценки доказательств: доказательства оцениваются свободно по внутреннему убеждению, которое формируется на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения обстоятельств дела в их совокупности, при этом суд не связан в своих выводах оценочными суждениями органов уголовного преследования; орган, производящий оценку доказательств, должен исключить произвольность оценки доказательств, а руководствоваться только законом, своей совестью и правосознанием. Оценке доказательств обязательно предшествует проверка доказательств (ст.127 УПК).
Внутренне убеждение не является чем-то безотчетным и неподдающимся проверке. Оно должно быть результатом всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех обстоятельств дела в их совокупности и опираться на достижение объективной истины.
Оценка доказательств по внутреннему убеждению обеспечивает действие конституционного принципа независимости судьи и подчинение его только закону и является одним из условий самостоятельности следователя и дознавателя, при принятии ими решений в пределах прав, предусмотренных законом.
Осуществление правосудия только судом. Актом, определяющим суть казахстанской судебной системы, является ст. 75 Конституции РК, где сказано, что правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом, кроме того запрещается учреждать специальные и чрезвычайные суды.
Осуществление правосудия только судом является одним из основных принципов уголовного процесса. Он означает, что выполнение функции правосудия является исключительным правом суда и судьи. Никакому другому органу или лицу в государстве это право больше не принадлежит.
Применительно к разбирательству уголовных дел суть этого принципа характеризуется тем, что только суду принадлежит исключительная компетенция в решении вопроса о признании подсудимого виновным или не виновным и назначении к виновному наказания в соответствии с законом.
В соответствии с ч.3 ст.75 Конституции РК судами Республики Казахстан являются Верховный Суд Республики и местные суды Республики, учреждаемые законом.
Рассмотрение уголовных дел судами осуществляется коллегиально – в составе трех профессиональных судей, и единолично – одним судьей. Судья единолично принимает решения, определяющие судьбу уголовного дела (ст.299 УПК), решает вопросы, подлежащие выяснению при назначении судебного заседания (ст.300 УПК), вопросы, связанные с подготовкой к рассмотрению дела в главном судебном разбирательстве (ст.302 УПК). Значительное число дел по первой инстанции в судах должно рассматриваться единолично (ч.2 ст.58 УПК)
Осуществление правосудия на началах равенства перед законом и судом. Данное положение УПК вытекает из конституционного равноправия граждан (ст.14 Конституции РК). Равенство перед законом и судом обеспечивается и для лиц без гражданства и иностранцев, не пользующихся правом экстерриториальности. За исключением лиц, обладающих иммунитетом от уголовного преследования, определенных Конституцией РК (статьи 52,55,71,79), уголовно-процессуальным законом (глава 53) и международными договорами, ратифицированными Республикой.
Осуществление правосудия по уголовным делам на началах равенства граждан перед законом и судом означает, что никто из граждан при расследовании уголовного дела или рассмотрении его в суде не имеет никаких преимуществ перед законом и органами, ведущими уголовный процесс, в зависимости от своего социального, имущественного и служебного положения, а также вероисповедания, национальной и расовой принадлежности. По этим признакам гражданин не может быть наделен какими-либо дополнительными процессуальными правами или освобожден от выполнения определенных процессуальных обязанностей, установленных законом, а также ограничен или стеснен в правах.
Для того чтобы возможность использования прав была реальной, закон устанавливает дополнительные гарантии лицам, которые по разным причинам не могут защищать свои права и интересы. Так, закон устанавливает обязательное участие защитника по делам несовершеннолетних, немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических и психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту. Тем, кто не владеет языком судопроизводства, предоставляется право пользоваться родным языком и помощью переводчика (ст.ст.30 и 71 УПК).
Органы расследования, прокуратуры и суда должны обеспечить равные возможности строжайшего соблюдения процессуальных гарантий для всех граждан без исключения, установленных для них в законе.
В Казахстане нет каких-либо привилегированных судов и органов расследования, нет исключительных судов и исключительных форм судопроизводства, которые создавали бы преимущества одних граждан перед другими или давали бы возможность ограничить их в правах по вышеуказанным признакам.
Принцип независимости судьи закреплен в ч.1 ст. 77 Конституции РК в качестве одного из демократических, нравственных и гуманных принципов правосудия и уголовного судопроизводства. Этот принцип определяет положение суда в системе государственных органов и характеризует его деятельность при разрешении подсудных ему дел. Подчинение судьи только закону является необходимым условием осуществления правосудия, важнейшей гарантией установления истины по делу. В силу данного принципа судьи рассматривают и разрешают уголовные дела, руководствуясь уголовно-процессуальным и уголовным законом.
Основное содержание независимости судьи и подчинения его только закону состоит в том, что при рассмотрении конкретных дел судья руководствуется только законом, своей совестью и правосознанием, решает все вопросы по своему внутреннему убеждению и ни одно государственное или общественное учреждение, ни одно должностное или иное лицо не вправе вмешиваться в деятельность судьи по отправлению правосудия. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону.
В Конституционном Законе РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» определены гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения (ст.25).
Независимость судьи и подчинение его только закону понимается как единый принцип, так как в нем выражается требование подчинения судьи только закону, а не чему-то другому. Именно в подчинении судьи только закону заключается его независимость. Подчинение судьи только закону означает, что вся деятельность суда при отправлении правосудия осуществляется в строгом соответствии с требованиями процессуального и материального законов и в условиях, исключающих постороннее воздействие на судью.
Принцип независимости судьи определяет также взаимоотношения судов различных звеньев, кассационная и надзорная инстанции, отменяя приговор и направляя дело на новое судебное рассмотрение, не вправе предрешать выводы судьи и связывать своим решением его независимость и самостоятельность. При повторном рассмотрении дела суд первой инстанции независим в выводах от вышестоящего суда и самостоятелен не только в части оценки доказательств и установления фактов, но и в отношении применения уголовного закона и назначения наказания.
Судья, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ст.78 Конституции РК)
Законодатель предусматривает целую систему судоустройственных гарантий, способствующих обеспечению принципа независимости судьи, к ним относятся: особые правила формирования судейского корпуса, структура судебных органов, порядок назначения и прекращения полномочий судьи и др.
Независимость судьи в полном объеме может быть обеспечена в только в условиях неприкосновенности судей. В соответствии со статьей 79 Конституции РК, судья не может быть арестован, подвергнут приводу, привлечен к уголовной ответственности без согласия Президента РК, основанного на заключении Высшего Судебного Совета Республики, либо без согласия Сената на лишение неприкосновенности судей Верховного Суда Республики, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений.
Тема 3. УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ
План лекции:
1. Общие условия осуществления уголовного преследования
2. Обстоятельства, исключающие уголовное преследование.
1. Общие условия осуществления уголовного преследования
Задачи органов уголовного преследования вытекают из общих задач уголовного судопроизводства ими являются: раскрытие преступления, установление и изобличение лиц, его совершивших, путем собирания, закрепления, исследования и оценки доказательств, а также принятие мер к реабилитации невиновного.
Под уголовным преследованием понимается – деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях установления деяния, запрещенного уголовным законом, и совершившего его лица, виновности последнего в совершении преступления, а также для обеспечения применения уголовного наказания.
Субъектами осуществляющими уголовное преследование являются: прокурор, следователь (начальник следственного отдела), орган дознания (начальник органа дознания) и дознаватель.
Уголовное преследование осуществляется в четырех формах: 1) частном, 2) частно-публичном, 3) публично-частном и 4) публичном порядке.
Для всех форм уголовного преследования существуют единые общие требования. Орган уголовного преследования в каждом случае обнаружения признаков преступления обязан: принять меры к установлению события преступления; при доказанности преступления привлечь виновное лицо в качестве обвиняемого, и разъяснить ему права и обязанности; принять установленные законом меры для обеспечения справедливого наказания; при наличии оснований к прекращению уголовного преследования по реабилитирующим основаниям принять меры к реабилитации невиновного.
Под раскрытием преступления следует понимать не только установление события и изобличение виновных, но и выяснение всех обстоятельств дела, в том числе полное исследование причин и условий, которые способствовали совершению данного преступления.
Задачи и основные направления органов уголовного преследования в уголовном процессе состоят не только в раскрытии преступлений, но и в обеспечении потерпевшему доступа к правосудию и полном возмещении причиненного ему материального вреда, для чего: разъяснить права и обязанности потерпевшему и обеспечить их реализацию; установить наличие правовых оснований для признания лица потерпевшим; обеспечить возмещение вреда потерпевшему от преступления.
В деятельности по раскрытию преступления и установлению лиц, его совершивших, важное значение имеет доказывание, то есть процессуальная деятельность по собиранию, закреплению и оценке доказательств с целью установления истины по делу, путем производства следственных действий.
При производстве по уголовному делу лица, осуществляющие функцию уголовного преследования имеют соответствующие права и несут определенные обязанности.
Осуществление уголовного преследования следователем, органом дознания и дознавателем существенно отличается от деятельности прокурора тем, что последний сочетает уголовное преследование с функцией надзора за законностью.
Лица, и органы осуществляющие расследование по делу независимы и самостоятельны в своих решениях о направлении расследования и производстве следственных действий, за исключением случаев, когда в законе прямо указано, что принятие решения или производство процессуального действия следователем или дознавателем возможно только с санкции прокурора. В УПК установлен исчерпывающий перечень следственных действий, которые должен санкционировать прокурор, и он не может быть расширен ведомственными актами. Необходимость санкции прокурора на производство отдельных следственных действий, не умаляя самостоятельности или инициативы следователя, служит дополнительной гарантией законности при решении вопросов, существенно затрагивающих права и интересы человека и гражданина.
Поручения и указания органа уголовного преследования даются только в письменной форме через начальника органа расследования и обязательны для исполнения. Требования и поручения органа уголовного преследования обязательны для исполнения всеми государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами. Не выполнение их влечет установленную законом ответственность. При несогласии с ними они могут быть обжалованы прокурору или в суд, но без приостановления исполнения.
Статья 33 УПК содержит исчерпывающий перечень дел частного обвинения, возбуждаемые путем подачи жалобы непосредственно в суд пострадавшим и подлежащие прекращению за примирением сторон. В данном случае потерпевшему представляется законом возможность самому решать, насколько серьезно нарушены его права и законные интересы, какова степень тяжести причиненного ему вреда и желает ли он обращаться по этому поводу в органы правосудия для восстановления своих права и привлечения к уголовной ответственности виновного.
Обнаружение признаков преступления по делам частного обвинения требует обязательного вмешательства органов уголовного преследования, только в случаях если:
интересы затрагивают лиц, находящихся в беспомощном состоянии;
потерпевший находится в зависимом состоянии от правонарушителя;
потерпевший в силу психического или тяжкой болезни не может само защищать свои права и др.
Судья, получив заявление по делу частного обвинения, проверяет его законность и принимает меры к примирению сторон, так как степень общественной опасности указанных преступлений не велика и предусматривает разрешение конфликта без вмешательства суда.
Статья 34 УПК содержит исчерпывающий перечень дел частно-публичного обвинения, возбуждаемых не иначе как по жалобе потерпевшего. Жалоба может быть письменной или устной.
Во всех случаях жалоба обязательно должна содержать требование потерпевшего о привлечении виновного к ответственности за совершенное преступное деяние. Если такое требование отсутствует и имеется лишь объяснение потерпевшего с изложением фактических обстоятельств события преступления, то такое объяснение нельзя считать жалобой, требующей возбуждения уголовного дела.
В силу того, что уголовные дела данной категории носят частно-публичный характер, они не подлежат прекращению за примирением сторон. Все дальнейшее производство по делу после его возбуждения осуществляется в обычном порядке.
Начатое уголовное дело может быть прекращено за примирением сторон лишь в исключительных случаях, когда лицо совершило преступление впервые и загладило полностью причиненный вред (ст.67 УК).
По данным категория дел в зависимости от подследственности расследование производится в форме дознания либо предварительного следствия, а судебное разбирательство – районными судами.
При отсутствии жалобы потерпевшего такие дела могут быть возбуждены лишь прокурором и расследование их производится на общих основаниях, но только в случаях, указанных в части 2 статьи 34 УПК, когда преступные деяния затрагивают интересы лица, находящегося в беспомощном или зависимом состоянии либо по другим причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами, либо затрагивает существенные интересы других лиц, общества или государства.
Под другими причинами состояния потерпевшего не способного самостоятельно реализовать свои права понимается, когда данное лицо страдает психическими заболеваниями, имеет врожденное слабоумие, глухонемой, слепой и т.п.
Частно-публичные дела по преступлениям, совершенным против интересов службы в коммерческих или иных организациях (ст.ст.228-232 УК) возбуждаются только по заявлению руководителей этих предприятий или с их согласия (ст.35 УПК) и не могут возбуждаться по усмотрению прокурора.
В случаях возбуждения уголовного дела прокурором по своему усмотрению, без жалобы потерпевшего, дело приобретает публичный характер.
Статья 35 УПК содержит исчерпывающий перечень уголовно наказуемых деяний предусмотренных статьями 228-232 УК, возбуждаемых в частно-публичном порядке не иначе как по заявлению руководителя либо уполномоченного органа или с их согласия коммерческой или иной организацией, не являющейся государственным предприятием, и не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства. Жалоба может быть письменной или устной.
Во всех случаях заявление руководителя либо уполномоченного органа должно быть адресовано тем органам, которые правомочны возбудить уголовное дело. В ней должно содержаться не только сообщение о случившемся, но и прямо адресованная просьба привлечь виновного к уголовной ответственности.
Производство по делу после его возбуждения осуществляется в обычном порядке.
Начатое уголовное дело может быть прекращено за примирением сторон лишь в исключительных случаях, когда лицо совершило преступление впервые и загладило полностью причиненный вред (ст.67 УК).
При отсутствии заявления потерпевшей стороны такие дела не могут быть возбуждены.
Уголовные дела по преступлениямпублично-частного обвинения, в отличии от дел частно-публичного обвинения возбуждаются по усмотрению органов уголовного преследования, но в силу ст.67 УК возбужденное дело может быть прекращено за примирением сторон по инициативе потерпевшего, когда лицо совершило преступление впервые и загладило полностью причиненный вред.
2. Обстоятельства, исключающие уголовное преследование.
Устанавливая обязанность прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, закон в то же время обязывает эти органы отказывать в возбуждении дела, прекращать уголовное дело или уголовное преследование, если установлено одно из обстоятельств, перечисленных в статье 37 УПК. Большинство положений этой статьи органически связано с нормами уголовного права, устанавливающими дополнительные основания освобождения от уголовной ответственности. Таким образом, перечень обстоятельств, исключающих уголовное преследование, приведенный в комментируемой статье, не является исчерпывающим, так как отказ от уголовного преследования возможен и по основаниям, перечисленным в статье 38 УПК, а также в силу положений уголовного закона (ч.1 п.12 ст.37 УПК), на основании статей 32-37, 65-68, 251-252, 259 УК.
Перечень статьи 37 УПК охватывает обстоятельства, которые в одинаковой степени могут служить основанием, как к отказу, так и к прекращению уголовного дела, а также к прекращению уголовного преследования в отношении одного лица, совершившего преступление в соучастии, либо одного или нескольких эпизодов совершенного обвиняемым преступного деяния.
Установление этих обстоятельств может иметь место во всех стадиях процесса, и в равной мере входят в обязанность органов уголовного преследования и суда.
Отказ в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела либо уголовного преследования за отсутствием события преступления (ч.1 п.1 ст.37 УПК) возможен в тех случаях, когда указано в заявлении, сообщении или при проверке первичного материала преступного события вообще не было. Например, при судебно-медицинской экспертизе трупа умершего было установлено самоубийство.
Отказ в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела либо уголовного преследования за отсутствием состава преступления (ч.1 п.2 ст.37 УПК) следует в тех случаях, когда само событие (действие или бездействие) имело место, и было результатом действий определенного лица, но оно не содержит всех признаков состава преступления.
Под составом преступления, как известно, понимается совокупность объективных и субъективных юридических признаков, характеризующих состав того или иного общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом как преступление.
Отказ в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела либо уголовного преследования за отсутствием состава преступления возможно в следующих случаях:
-
когда действия лица не являлись общественной опасности и противоправными (действия лица в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости и т.д.);
когда имеет место заранее не обещанное укрывательство или недонесение о достоверно известном, готовящемся или совершенном преступлении, в тех случаях, когда по закону уголовная ответственность не установлена;
при изменении уголовного закона, когда закон, устраняет наказуемость деяния;
при наличии добровольного отказа от доведения преступления до конца, в том случае, если фактически совершенное деяние не содержит состава иного преступления;
при наличии казуса, то есть совершения лицом общественно опасного деяния при отсутствии его вины;
при наличии фактической ошибки, то есть покушение на негодный объект, покушение негодными средствами и т.п. и, следовательно, не обладающий общественной опасностью;
при наличии юридической ошибки лица, когда им совершаются деяния, не предусмотренные уголовным законом;
при недостижении лицом, совершившим общественно опасное деяние, возраста, с которого наступает уголовная ответственность (ч.1 п.10 ст.37 УПК).
Под амнистией следует понимать акт Президента Республики Казахстан, которым определенная категория лиц, совершивших преступления, освобождается полностью или частично от наказания или освобождается от уголовной ответственности.
Помилование – это акт Президента Республики Казахстан, которым отдельное лицо или конкретные лица освобождаются полностью или частично от наказания за совершенное преступление.
Пределы применения амнистии и помилования указываются в самом тексте акта об амнистии или помиловании. Эти акты могут служить основанием для отказа в возбуждении, для прекращения дела или уголовного преследования лица лишь в том случае, когда они устраняют применение наказания или освобождают от него, а также предписывают прекращение производства по делам определенной категории, по отдельному делу, в отношении отдельных лиц.
Институт давности привлечения к уголовной ответственности законодателем рассматривается, как материально-правовой и предусмотрены ст. 69 УК, которыми необходимо руководствоваться при решении вопросов об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела либо уголовного преследования за истечением срока давности, то есть по ч.1 п.4 ст.37 УПК.
Исчисление сроков давности необходимо производить по правилам ст.54 УПК, с момента окончания преступления либо с момента прекращения или покушения на преступление и до момента вступления приговора суда в законную силу. В длящихся преступлениях, например, дезертирство, течение давности исчисляется со дня окончания этого преступления, то есть явки с повинной или задержания дезертира. При этом лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, если со времени совершения преступления прошло двадцать пять лет, и давность не была прервана.
При продолжаемых преступлениях, которые состоят из ряда однородных действий, направленных на достижение общей цели, например, систематическое хищение денежных средств, срок давности исчисляется с момента окончания последнего по времени хищения, входящего в продолжаемое преступление.
Течение срока давности приостанавливается, если до истечения указанного в законе срока лицо совершает новое тяжкое или особо тяжкое преступление либо совершит умышленное преступление. В таких случаях исчисление срока давности начинается заново со дня совершения нового преступления. В иных случаях, если до истечения срока давности лицо вновь совершит преступление, срок давности по каждому преступлению течет самостоятельно.
Вопрос о применении срока давности к лицу, совершившему преступление, за которое по уголовному закону может быть назначена смертная казнь, разрешается судом. Если суд не сочтет возможным освободить лицо от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности, то смертная казнь не может быть назначена. В этом случае суд назначает лишение свободы на срок до двадцати пяти лет или пожизненное лишение свободы.
К лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, сроки давности не применяются.
Приостановленные дела подлежат прекращению по истечении сроков давности, установленных законом (ст.269 УПК).
Дела о преступлениях, перечисленные в статьях 33, 34, 35 УПК (дела частного и частно-публичного обвинения), возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшей стороны.
Во всех случаях жалоба обязательно должна содержать требование потерпевшего о привлечении виновного к ответственности за совершенное преступное деяние. Если такое требование отсутствует и имеется лишь объяснение потерпевшего с изложением фактических обстоятельств события преступления, то такое объяснение нельзя считать жалобой, требующей возбуждения уголовного дела.
При отсутствии жалобы потерпевшего такие дела могут быть возбуждены лишь прокурором и расследование их производится на общих основаниях, но только в случаях, указанных в части 2 статьи 34 УПК, когда преступные деяния затрагивают интересы лица, находящегося в беспомощном или зависимом состоянии либо по другим причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами, либо затрагивает существенные интересы других лиц, общества или государства.
Возбужденные дела частного обвинения подлежат прекращению за примирением сторон в любой стадии производства. Кроме того дела частного обвинения могут быть прекращены при отказе частного обвинителя от обвинения по делам о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст. 33 УПК, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 этой же статьи (ч.1 п.6 ст.37).
По делам частно-публичного обвинения начатое уголовное дело может быть прекращено за примирением сторон, лишь в исключительных случаях, когда лицо совершило преступление впервые и загладило полностью причиненный вред (ст.67 УК).
Возбужденное уголовное дело или уголовное преследование может быть прекращено по ч.1 п.7 ст.37 УПК в отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу приговор суда по тому же обвинению либо иное не отмененное судебное постановление, установившее невозможность уголовного преследования.
Это положение закона следует понимать в том смысле, что наличие в отношении одного и того же лица по тому же обвинению вступившего в законную силу приговора суда либо постановления о прекращении дела исключает дальнейшее производство по делу в соответствии со ст. 20 УПК, указывающий на обязательную силу судебного решения по уголовному делу, при наличии которого повторное привлечение к уголовной ответственности по тому же основанию исключается.
При обнаружении новых обстоятельств, которые не были известны суду во время вынесения приговора или постановления и возникшие в связи с этим сомнения в законности и обоснованности вступившего в законную силу приговора или постановления, он может быть отменен по вновь открывшимся обстоятельствам (ст.471 УПК).
Исключается производство по уголовному делу в отношении лица, о котором имеется не отмененное постановление органа уголовного преследования по тому же обвинению (ч.1 п.8 ст.37 УПК), если оно вынесено в пределах компетенции этих органов. За исключением случаев, когда установлены обстоятельства о совершении обвиняемым другого преступления, по которому обвинение не предъявлено или установлены по делу новые лица, не привлеченные к уголовной ответственности.
Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) или руководить ими в следствии хронического психического заболевания, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Уголовное дело или уголовное преследование в отношении невменяемых лиц должно быть прекращено по основаниям ч.1 п.9 ст.37 УПК, за исключением случаев, когда возбуждение уголовного дела необходимо для применения к нему принудительных мер медицинского характера.
Обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу, является также смерть лица (ч.1 п.11 ст.37 УПК). В отношении умершего в возбуждении дела отказывается, а возбужденное дело прекращается, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо продолжить для реабилитации умершего или возобновления дела в отношении других лиц по вновь открывшимся обстоятельствам по другому делу.
В случаях, когда дальнейшим производством будет установлено, что в действиях этого лица отсутствует состав преступления или событие преступления, органы уголовного преследования и суд в праве и обязаны вынести постановление об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела именно по указанным основаниям, а не за смертью данного лица.
Уголовное дело прекращается по основаниям, предусмотренным ч. 1 п.п.1 и 2 комментируемой статьи, как при доказанности отсутствия события преступления или отсутствия состава преступления, так и при недоказанности их наличия, если исчерпаны все возможности для собирания дополнительных доказательств.
Прекращение дела по основаниям, указанным в ч.1 п.п.3 и 4 ст.37 УПК, не допускается, если обвиняемый против этого возражает, так как акт амнистии или помилования, а также истечение срока давности не реабилитирует виновного полностью, а только освобождает от уголовной ответственности и наказания. После завершения расследования дело может быть прекращено по этим или другим основаниям или направлено в суд для постановления обвинительного приговора с освобождением осужденного от наказания.
Орган уголовного преследования, обнаружив обстоятельства, исключающие уголовное преследование должен на любой стадии досудебного производства отказать в возбуждении уголовного дела, прекратить уголовное дело или уголовное преследование. Прокурор, также вправе до начала рассмотрения дела в главном судебном разбирательстве отозвать его из суда и прекратить по основаниям ст.37 УПК. Кроме того, суд, обнаружив обстоятельства, исключающие уголовное преследование, обязан прекратить уголовное дело.
|
|
|