Главная страница
Навигация по странице:

Педагогическая психология Регуш Орлова. Учебное ёз пособие под редакцией Л. Регуш, А. Орловой Педагогическая психология Допущено Учебнометодическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,



Скачать 2.85 Mb.
Название Учебное ёз пособие под редакцией Л. Регуш, А. Орловой Педагогическая психология Допущено Учебнометодическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
Анкор Педагогическая психология Регуш Орлова.doc
Дата 12.04.2017
Размер 2.85 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Педагогическая психология Регуш Орлова.doc
Тип Документы
#599
страница 23 из 30
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   30
Глава 4.1

Психология воспитания и самовоспитания


Человек может стать человеком только путем

воспитания.

Он — то, что делает из него воспитание.

И. Кант

Основные понятия: процесс воспитания, психологические законо­мерности воспитания, социальные институты воспитания, социальная толерантность, нравственное развитие, коллективные творческие дела, самовоспитание.
4.1.1. Воспитание — определение понятия, цели и задачи воспитания. Основные идеи и противоречия современного воспитания

На протяжении всей своей жизни человек испытывает на себе множес­тво влияний — как стихийных, так и целенаправленных.Воспитание — особый процесс, специально организуемый с помощью педагогических средств. Мы встречаем на своем пути множество воспитателей. Это родители, работники детского сада, коллектив учителей, общественные организации, сверстники, случайные взрослые люди и т. д. Множество воспитательных влияний интегрируются в единый воспитательный процесс, способный вызвать целенаправленные изменения на уровне личности.

Изменения и преобразования в социальной жизни России карди­нально сказались и на тенденциях развития системы образования. Но если основные аспекты теории и методики обучения изучены достаточно полно, то теория и методика воспитания продолжает





разрабатываться и в настоящее время. Значительные общественные и политические изменения привели к тому, что ответы на вопросы:

  • что воспитывать?

  • кому воспитывать?

  • как воспитывать? остаются открытыми.

Весьма затруднительно дать четкое определение того, что такое вос­питание. Разные авторы по-разному пытались ответить на этот вопрос. Приведем несколько определений.

Воспитание — целенаправленное управление процессом социаль­ного развития личности через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятель­ности (Рожков М. И.).

Воспитание — целенаправленная содержательная профессиональ­ная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной куль­туры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека (Пидкасистый П. И.).

Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей вза­имодействие воспитателя и воспитуемых (Смирнов В. И.).

Воспитание — целенаправленное формирование отношения к системе наивысших ценностей достойной жизни достойного чело­века и формирование у ребенка способности выстраивать индиви­дуальный вариант собственной жизни в границах достойной жизни (Щурко ваН. Е.).

Воспитание — деятельность по передаче новым поколениям об­щественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования конкретных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих нужные условия для его развития, подготовки к об­щественной жизни и производительному труду (Гамезо М. В. и др.).

Воспитание — процесс целенаправленного всестороннего развития у каждого человека личностных отношений к окружающей жизни, ее сторонам, к самому себе, необходимых для построения и совершен­ствования гуманного демократического общества и преодоления лич­ностных отношений, чуждых этому обществу («внутренняя» сторона процесса воспитания) под целенаправленным воздействием (откры­тым и скрытым) самого человека и других людей в целенаправленной (учебной и практической) деятельности («внешняя» сторона процесса воспитания) (Иванов И. П.).





Воспитание — целенаправленное развитие каждого растущего че­ловека как неповторимой человеческой личности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека (Демидова И. Ф.).

Вместе с тем, многие авторы сходятся в том, что предмет воспита­ния — человек, испытывающий соответствующее воздействие, а вос­питание — один из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей.

По мнению И. П. Иванова, существуют два подхода к воспитанию: односторонний и комплексный.

Односторонний подход, в котором проявляется неполнота и дроб­ность воспитательного процесса, можно назвать «педагогикой передачи и усвоения»: дело воспитателей — учить воспитанников; дело воспи­танников — учиться у воспитателей.

Комплексный подход характеризуется особым характером вза­имодействия воспитателей и воспитанников: воспитатели вместе с воспитанниками и во главе их творчески решают общие жизненно практические и учебно-воспитательные задачи по улучшению своей и окружающей жизни на радость друг другу и окружающим людям — близким и далеким. Воспитатели вместе с воспитанниками думают, как лучше сделать нужное и радостное, осуществляют задуманное, оцени­вают сделанное, извлекают уроки на будущее, продолжают поиск своих путей улучшения жизни — своей и окружающей. Отсюда особенности воспитательного процесса в разных сферах деятельности. В учебной ра­боте отношения товарищеского творческого обучения играют ведущую роль, а отношения творческого содружества — роль вспомогательную; во внеучебной деятельности — в играх, в быту, в общественной работе, в профессиональном труде, на отдыхе — ведущая роль принадлежит от­ношениям творческого содружества, а вспомогательная — отношениям товарищеского творческого обучения (Иванов И. П., 2003).

Комплексный подход в воспитании реализуется через следующие идеи современного воспитания:

  • идея индивидуальности — направленность на развитие личности каждого воспитанника, опора на его индивидуальные особенности, а не на заданный образец;

  • идея диалога — ориентация на взаимодействие с личностью воспи­танника, а не на прямое воздействие на него;

  • идея субъектности — активизация внутренних ресурсов самого воспитанника;

• ди ея научно обоснованного психологического обеспечения педа-

гогической деятельности.





Воспитание — процесс, полный противоречий. Часть из них порож­дается отношениями между обществом в целом и конкретной лично­стью, а часть — отношениями между воспитателями и воспитанниками.

Перечислим основные противоречия, возникающие по линии вза­имодействия «воспитатели—воспитанники».

Современные исследования показывают, что иерархии целей воспи­тания у взрослых и детей различны в силу значительного несовпадения системы ценностей. Те качества, которые особенно ценятся детьми, для взрослых зачастую малозначимы.

Возникают противоречия и на уровне определения содержания воспитания. Так, в понятие «успешность» разные воспитатели могут вкладывать разный смысл (например, «успешный человек успешен во всем», «успешность должна быть социально одобрена» и т. д.).

Противоречивыми могут быть средства достижения воспитатель­ной цели (например, ребенок может искренне не понимать, зачем взрослые накладывают некоторые ограничения на его активность).

Очень часто рассогласование происходит на уровне организацион­ных форм воспитания. Те формы, которые прочно вошли в практику современной школы, чужды интересам и характеру многих современ­ных школьников (например, классные часы и т. д.).

Очень часто результат воспитания оценивается взрослым и ребен­ком по-разному. Например, редко кто из подростков признается в том, что ему не хватает в характере многих качеств.

Также стоит отметить противоречия:

  • между возникающими новыми потребностями личности и возмож­ностями их удовлетворения;

  • между требованиями школы и семьи;

  • между словом и делом;

  • между внешними влияниями и внутренними стремлениями лич­ности;

  • между требованиями взрослых и уровнем подготовленности вос­питанников.

Воспитание является многофакторным процессом, к основным из которых можно отнести (по Н. В. Бордовской, А. А. Реану):

• к группе объективных факторов:

  • наследственность и состояние здоровья человека;

  • социальная и культурная принадлежность семьи;

  • обстоятельства биографии;

  • культурная традиция, профессиональный и социальный статус;

  • особенности страны и исторической эпохи;





к группе субъективных факторов:

  • психические особенности;

  • мировоззрение, ценностные ориентации, потребности и инте­ресы как воспитателя, так и воспитуемых;

  • система отношений с социумом;

  • организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сооб­щества (Бордовская Н. В., Реан А. А., 2001).


4.1.2. Взаимосвязь обучения и воспитания

Воспитательная работа должна восприниматься как самостоятельная категория, связанная с учебным процессом. Воспитание и обучение имеют общую цель, но воспитание своим содержанием, методами и организационными формами реализовывает собственную цель — со­действие духовному и физическому развитию обучаемых.

И. А. Зимняя выделяет следующие четыре типа взаимосвязи между обучением и воспитанием:

  1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осу­ществляется (через содержание, формы, средства обучения). Это именно т от тип о тношения м ежду дв умя пр оцессами, в к отором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.

  2. Воспитание осуществляется в образовательном процессе опреде­ленной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание).

  3. Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями) семьей, трудовым коллек­тивом, группой, где происходит и стихийное обучение и, соответс­твенно, научение.

  4. Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании), со­провождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением и научением.

Р. С. Немов описывает сходства и различия в процессах обучения и воспитания. Воспитание и обучение — разные, но взаимосвязанные стороны педагогической деятельности. Воспитывая, учитель всегда обучает, а обучая, воспитывает.





4.1.3. Психологические теории воспитания

В настоящее время нет какой-то единой теории, способной дать четкое представление о ходе воспитания , чаще всего речь идет о теоретиче­ских концепциях воспитания в рамках определенных психологических направлений. Так, до сих пор окончательно не прояснен вопрос отно­сительно того, как формируется и развивается личность человека под влиянием воспитательных воздействий. Все концепции воспитания можно разделить на три группы.

Согласно биогенетическому подходу, личностные качества чело­века, в основном, обусловлены генетически и под влиянием условий среды мало меняются (например, конституциональная теория Э. Креч-мера).

Авторы социогенетических теорий , наоборот, утверждают, что социальные условия оказывают преимущественное влияние на разви­тие человека, и практически все лич ностные черты можно в оспитать (например, теория социального научения А. Бандуры).

Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, а предметом изучения становится развитие собственно психи­ческих процессов (например, теория Э. Эриксона).






Психологические теории, объясняющие происхождение, форми­рование и развитие личности (по С . В. Сарычеву, И. Н. Логвинову)

(Сарычев С. В., Логвинов И. Н., 2007)





Биогенетические концепции

Социогенетические концепции

Психогенетические концепции

Основ­ные кате­гории и понятия

Развитие, созрева­ние, среда

Социализация, на­учение, роль, жиз­ненное простран­ство

Эмоции, мотивы, интеллект, эгоцент­ризм, децентрация

Как ре­шается проблема детерми­нации

Ведущая роль при­надлежит биологи­ческим процессам созревания организ­ма, основные психо­логические свойства как бы заложены в самой природе чело­века и определяют его судьбу

Личностные качес­тва формируются и развиваются под влиянием структу­ры общества, спосо­бов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми

Не отрицает значе­ния ни биологии, ни социальной среды, но на первый план выдвигает собствен­но психические про­цессы

Типич­ные не­дочеты

Независимость про­цессов развития и созревания от субъ­екта

Социальное по­ведение человека объясняется исхо­дя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден приспо­сабливаться

Психическое детер­минируется психи­ческим же, следова­тельно, замыкается на себе





Многие психологи пытались постичь, как происходит воспитание человека. Роберт Селман исследовал социальный интеллект, который обеспечивает человеку познание и ориентацию в социальной действи­тельности. Его развитие проходит в несколько стадий.

Нулевая, досоциальная стадия — ребенок не ориентируется в мире социальных отношений, не различает внутренние и внешние принципы поведения.

Первая стадия развития социального интеллекта — стадия диффе-ренцировки внешнего и внутреннего мира.

Вторая стадия — стадия согласования различных точек зрения, на­мерений, действий. Ребенок пробует занять позицию другого человека и предлагает партнеру примерить свою позицию.

На третьей стадии достигается понимание системы человеческих взаимодействий. Четвертая стадия предполагает способность учиться способам построения отношений на разных уровнях близости.





Еще один выдающийся психолог , Лоуренс Кольберг, поставил вопрос о морально-нравственном развитии человека. Он выделил три основных уровня развития моральных суждений: преконвенциональ-ный, конвенциональный, постконвенциональный.

Стадии развития моральных суждений по Л. Кольбергу1


Уровень

Ста­дия

0

Возраст (в голах)

Основания морального выбора

Отношение к идее самоцен­ности человеческого суше-ствования

Прекон-венцио-нальный

0-2

Делаю то, что мне при­ятно







1

2-3

Подчиняюсь правилам, чтобы избежать нака­зания

Ценность человеческой жизни смешивается с цен­ностью предметов, кото­рыми этот человек владеет




2

4-7

Делаю то, за что меня хвалят, совершаю добрые поступки по принципу: «ты мне, я — тебе»

Ценность человеческой жизни измеряется удо­вольствием, которое до­ставляет ребенку этот че­ловек

Конвен­циональ­ный

3

7-10

Поступаю так, чтобы избежать неодобрения, неприязни ближних, стремлюсь быть (слыть) «хорошим мальчиком», «хорошей девочкой»

Ценность человеческой жизни измеряется тем, на­сколько этот человек сим­патизирует ребенку




4

10-12

Поступаю так, чтобы избежать неодобрения авторитетов и чувства вины; выполняю свой долг, подчиняюсь пра­вилам

Жизнь оценивается как сакральная, неприкосно­венная в категориях мо­ральных (правовых) или религиозных норм и обя­занностей

Посткон-

венцио-

нальный

5

После 13

Поступаю согласно соб­ственным принципам, уважаю принципы дру­гих людей, стараюсь из­бежать самоосуждения

Жизнь ценится и с точки зрения ее пользы для че­ловечества, и с точки зре­ния права каждого челове­ка на жизнь




6

После 18

Поступаю согласно об­щечеловеческим, уни­версальным принципам нравственности

Жизнь рассматривается как священная с позиции уважения к уникальным возможностям каждого че­ловека





1 Цит. по: Цукерман Г. А., Мастеров Б.М.Психология саморазвития. М., 1995. С. 44.




1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   30
написать администратору сайта