Навигация по странице:
|
Педагогическая психология Регуш Орлова. Учебное ёз пособие под редакцией Л. Регуш, А. Орловой Педагогическая психология Допущено Учебнометодическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
Глава 4.1
Психология воспитания и самовоспитания
Человек может стать человеком только путем
воспитания.
Он — то, что делает из него воспитание.
И. Кант
Основные понятия: процесс воспитания, психологические закономерности воспитания, социальные институты воспитания, социальная толерантность, нравственное развитие, коллективные творческие дела, самовоспитание.
4.1.1. Воспитание — определение понятия, цели и задачи воспитания. Основные идеи и противоречия современного воспитания
На протяжении всей своей жизни человек испытывает на себе множество влияний — как стихийных, так и целенаправленных.Воспитание — особый процесс, специально организуемый с помощью педагогических средств. Мы встречаем на своем пути множество воспитателей. Это родители, работники детского сада, коллектив учителей, общественные организации, сверстники, случайные взрослые люди и т. д. Множество воспитательных влияний интегрируются в единый воспитательный процесс, способный вызвать целенаправленные изменения на уровне личности.
Изменения и преобразования в социальной жизни России кардинально сказались и на тенденциях развития системы образования. Но если основные аспекты теории и методики обучения изучены достаточно полно, то теория и методика воспитания продолжает
разрабатываться и в настоящее время. Значительные общественные и политические изменения привели к тому, что ответы на вопросы:
что воспитывать?
кому воспитывать?
как воспитывать? остаются открытыми.
Весьма затруднительно дать четкое определение того, что такое воспитание. Разные авторы по-разному пытались ответить на этот вопрос. Приведем несколько определений.
Воспитание — целенаправленное управление процессом социального развития личности через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности (Рожков М. И.).
Воспитание — целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека (Пидкасистый П. И.).
Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателя и воспитуемых (Смирнов В. И.).
Воспитание — целенаправленное формирование отношения к системе наивысших ценностей достойной жизни достойного человека и формирование у ребенка способности выстраивать индивидуальный вариант собственной жизни в границах достойной жизни (Щурко ваН. Е.).
Воспитание — деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования конкретных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих нужные условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду (Гамезо М. В. и др.).
Воспитание — процесс целенаправленного всестороннего развития у каждого человека личностных отношений к окружающей жизни, ее сторонам, к самому себе, необходимых для построения и совершенствования гуманного демократического общества и преодоления личностных отношений, чуждых этому обществу («внутренняя» сторона процесса воспитания) под целенаправленным воздействием (открытым и скрытым) самого человека и других людей в целенаправленной (учебной и практической) деятельности («внешняя» сторона процесса воспитания) (Иванов И. П.).
Воспитание — целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой личности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека (Демидова И. Ф.).
Вместе с тем, многие авторы сходятся в том, что предмет воспитания — человек, испытывающий соответствующее воздействие, а воспитание — один из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей.
По мнению И. П. Иванова, существуют два подхода к воспитанию: односторонний и комплексный.
Односторонний подход, в котором проявляется неполнота и дробность воспитательного процесса, можно назвать «педагогикой передачи и усвоения»: дело воспитателей — учить воспитанников; дело воспитанников — учиться у воспитателей.
Комплексный подход характеризуется особым характером взаимодействия воспитателей и воспитанников: воспитатели вместе с воспитанниками и во главе их творчески решают общие жизненно практические и учебно-воспитательные задачи по улучшению своей и окружающей жизни на радость друг другу и окружающим людям — близким и далеким. Воспитатели вместе с воспитанниками думают, как лучше сделать нужное и радостное, осуществляют задуманное, оценивают сделанное, извлекают уроки на будущее, продолжают поиск своих путей улучшения жизни — своей и окружающей. Отсюда особенности воспитательного процесса в разных сферах деятельности. В учебной работе отношения товарищеского творческого обучения играют ведущую роль, а отношения творческого содружества — роль вспомогательную; во внеучебной деятельности — в играх, в быту, в общественной работе, в профессиональном труде, на отдыхе — ведущая роль принадлежит отношениям творческого содружества, а вспомогательная — отношениям товарищеского творческого обучения (Иванов И. П., 2003).
Комплексный подход в воспитании реализуется через следующие идеи современного воспитания:
идея индивидуальности — направленность на развитие личности каждого воспитанника, опора на его индивидуальные особенности, а не на заданный образец;
идея диалога — ориентация на взаимодействие с личностью воспитанника, а не на прямое воздействие на него;
идея субъектности — активизация внутренних ресурсов самого воспитанника;
• ди ея научно обоснованного психологического обеспечения педа-
гогической деятельности.
Воспитание — процесс, полный противоречий. Часть из них порождается отношениями между обществом в целом и конкретной личностью, а часть — отношениями между воспитателями и воспитанниками.
Перечислим основные противоречия, возникающие по линии взаимодействия «воспитатели—воспитанники».
Современные исследования показывают, что иерархии целей воспитания у взрослых и детей различны в силу значительного несовпадения системы ценностей. Те качества, которые особенно ценятся детьми, для взрослых зачастую малозначимы.
Возникают противоречия и на уровне определения содержания воспитания. Так, в понятие «успешность» разные воспитатели могут вкладывать разный смысл (например, «успешный человек успешен во всем», «успешность должна быть социально одобрена» и т. д.).
Противоречивыми могут быть средства достижения воспитательной цели (например, ребенок может искренне не понимать, зачем взрослые накладывают некоторые ограничения на его активность).
Очень часто рассогласование происходит на уровне организационных форм воспитания. Те формы, которые прочно вошли в практику современной школы, чужды интересам и характеру многих современных школьников (например, классные часы и т. д.).
Очень часто результат воспитания оценивается взрослым и ребенком по-разному. Например, редко кто из подростков признается в том, что ему не хватает в характере многих качеств.
Также стоит отметить противоречия:
между возникающими новыми потребностями личности и возможностями их удовлетворения;
между требованиями школы и семьи;
между словом и делом;
между внешними влияниями и внутренними стремлениями личности;
между требованиями взрослых и уровнем подготовленности воспитанников.
Воспитание является многофакторным процессом, к основным из которых можно отнести (по Н. В. Бордовской, А. А. Реану):
• к группе объективных факторов:
наследственность и состояние здоровья человека;
социальная и культурная принадлежность семьи;
обстоятельства биографии;
культурная традиция, профессиональный и социальный статус;
особенности страны и исторической эпохи;
к группе субъективных факторов:
психические особенности;
мировоззрение, ценностные ориентации, потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемых;
система отношений с социумом;
организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества (Бордовская Н. В., Реан А. А., 2001).
4.1.2. Взаимосвязь обучения и воспитания
Воспитательная работа должна восприниматься как самостоятельная категория, связанная с учебным процессом. Воспитание и обучение имеют общую цель, но воспитание своим содержанием, методами и организационными формами реализовывает собственную цель — содействие духовному и физическому развитию обучаемых.
И. А. Зимняя выделяет следующие четыре типа взаимосвязи между обучением и воспитанием:
-
Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Это именно т от тип о тношения м ежду дв умя пр оцессами, в к отором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.
Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание).
Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями) семьей, трудовым коллективом, группой, где происходит и стихийное обучение и, соответственно, научение.
Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании), сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением и научением.
Р. С. Немов описывает сходства и различия в процессах обучения и воспитания. Воспитание и обучение — разные, но взаимосвязанные стороны педагогической деятельности. Воспитывая, учитель всегда обучает, а обучая, воспитывает.
4.1.3. Психологические теории воспитания
В настоящее время нет какой-то единой теории, способной дать четкое представление о ходе воспитания , чаще всего речь идет о теоретических концепциях воспитания в рамках определенных психологических направлений. Так, до сих пор окончательно не прояснен вопрос относительно того, как формируется и развивается личность человека под влиянием воспитательных воздействий. Все концепции воспитания можно разделить на три группы.
Согласно биогенетическому подходу, личностные качества человека, в основном, обусловлены генетически и под влиянием условий среды мало меняются (например, конституциональная теория Э. Креч-мера).
Авторы социогенетических теорий , наоборот, утверждают, что социальные условия оказывают преимущественное влияние на развитие человека, и практически все лич ностные черты можно в оспитать (например, теория социального научения А. Бандуры).
Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, а предметом изучения становится развитие собственно психических процессов (например, теория Э. Эриксона).
Психологические теории, объясняющие происхождение, формирование и развитие личности (по С . В. Сарычеву, И. Н. Логвинову)
(Сарычев С. В., Логвинов И. Н., 2007)
|
Биогенетические концепции
|
Социогенетические концепции
|
Психогенетические концепции
|
Основные категории и понятия
|
Развитие, созревание, среда
|
Социализация, научение, роль, жизненное пространство
|
Эмоции, мотивы, интеллект, эгоцентризм, децентрация
|
Как решается проблема детерминации
|
Ведущая роль принадлежит биологическим процессам созревания организма, основные психологические свойства как бы заложены в самой природе человека и определяют его судьбу
|
Личностные качества формируются и развиваются под влиянием структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми
|
Не отрицает значения ни биологии, ни социальной среды, но на первый план выдвигает собственно психические процессы
|
Типичные недочеты
|
Независимость процессов развития и созревания от субъекта
|
Социальное поведение человека объясняется исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден приспосабливаться
|
Психическое детерминируется психическим же, следовательно, замыкается на себе
|
Многие психологи пытались постичь, как происходит воспитание человека. Роберт Селман исследовал социальный интеллект, который обеспечивает человеку познание и ориентацию в социальной действительности. Его развитие проходит в несколько стадий.
Нулевая, досоциальная стадия — ребенок не ориентируется в мире социальных отношений, не различает внутренние и внешние принципы поведения.
Первая стадия развития социального интеллекта — стадия диффе-ренцировки внешнего и внутреннего мира.
Вторая стадия — стадия согласования различных точек зрения, намерений, действий. Ребенок пробует занять позицию другого человека и предлагает партнеру примерить свою позицию.
На третьей стадии достигается понимание системы человеческих взаимодействий. Четвертая стадия предполагает способность учиться способам построения отношений на разных уровнях близости.
Еще один выдающийся психолог , Лоуренс Кольберг, поставил вопрос о морально-нравственном развитии человека. Он выделил три основных уровня развития моральных суждений: преконвенциональ-ный, конвенциональный, постконвенциональный.
Стадии развития моральных суждений по Л. Кольбергу1
Уровень
|
Стадия
0
|
Возраст (в голах)
|
Основания морального выбора
|
Отношение к идее самоценности человеческого суше-ствования
|
Прекон-венцио-нальный
|
0-2
|
Делаю то, что мне приятно
|
|
|
1
|
2-3
|
Подчиняюсь правилам, чтобы избежать наказания
|
Ценность человеческой жизни смешивается с ценностью предметов, которыми этот человек владеет
|
|
2
|
4-7
|
Делаю то, за что меня хвалят, совершаю добрые поступки по принципу: «ты мне, я — тебе»
|
Ценность человеческой жизни измеряется удовольствием, которое доставляет ребенку этот человек
|
Конвенциональный
|
3
|
7-10
|
Поступаю так, чтобы избежать неодобрения, неприязни ближних, стремлюсь быть (слыть) «хорошим мальчиком», «хорошей девочкой»
|
Ценность человеческой жизни измеряется тем, насколько этот человек симпатизирует ребенку
|
|
4
|
10-12
|
Поступаю так, чтобы избежать неодобрения авторитетов и чувства вины; выполняю свой долг, подчиняюсь правилам
|
Жизнь оценивается как сакральная, неприкосновенная в категориях моральных (правовых) или религиозных норм и обязанностей
|
Посткон-
венцио-
нальный
|
5
|
После 13
|
Поступаю согласно собственным принципам, уважаю принципы других людей, стараюсь избежать самоосуждения
|
Жизнь ценится и с точки зрения ее пользы для человечества, и с точки зрения права каждого человека на жизнь
|
|
6
|
После 18
|
Поступаю согласно общечеловеческим, универсальным принципам нравственности
|
Жизнь рассматривается как священная с позиции уважения к уникальным возможностям каждого человека
|
1 Цит. по: Цукерман Г. А., Мастеров Б.М.Психология саморазвития. М., 1995. С. 44.
|
|
|