Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Педагогическая психология Регуш Орлова. Учебное ёз пособие под редакцией Л. Регуш, А. Орловой Педагогическая психология Допущено Учебнометодическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,



Скачать 2.85 Mb.
Название Учебное ёз пособие под редакцией Л. Регуш, А. Орловой Педагогическая психология Допущено Учебнометодическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
Анкор Педагогическая психология Регуш Орлова.doc
Дата 12.04.2017
Размер 2.85 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Педагогическая психология Регуш Орлова.doc
Тип Документы
#599
страница 24 из 30
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   30

Таким образом, осознание себя как личности, отличной от других людей, порождает особый интерес ребенка к своим нравственно-пси­хологическим особенностям и потребность в оценке собственных личностных качеств и качеств других людей.

4.1.4. Психологические закономерности воспитания

Закономерности воспитания отражают объективные существенные связи, которые определяют организацию воспитательного процесса.

Первая закономерность — единство развития и воспитания. Обще­ственные связи, в которых находится человек, влияют на развитие его личности. В то же время личностные отношения, убеждения и интересы непосредственно влияют на деятельность, а также на взаимодействие с другими людьми. Таким образом, развитие и воспитание — взаимосвя­занные и взаимообусловленные процессы.

Вторая закономерность — взаимосвязь трех факторов развития (наследственности, среды, воспитания) при ведущей роли воспи­тания.

Воспитание преодолевает, опираясь на природный фонд развития, то влияние среды, которое приносит человеку ненужный или вредный с точки зрения того или иного общества, класса опыт , личностные от­ношения и их компоненты.

Третья закономерность — исторический и классовый характер воспитания.

Все компоненты процесса воспитания, прежде всего цели воспи­тания, непрерывно развиваются в истории человеческого общества, и это развитие зависит от всех сторон жизни общества: от развития экономики, от развития идеологии, государства, науки, искусства.

Четвертая закономерность — взаимосвязь познавательных и фор­мирующих функций воспитания.

Образование — это высшая ступень познавательных функций воспитания, процесс овладения теоретически обоснованной систе­мой знаний, умений и навыков в специально организуемой учебной деятельности под целенаправленным воздействием со стороны других людей (преподавателей) или самого человека (самообразование).

Формирующие фун кции в оспитания есть воспитание в узком смысле слова. Это процесс накопления человеком собственного опыта и соединения его с полученным от других опытом, накопление объ­единенного опыта, обмен этим опытом, преодоление отрицательного опыта.





Пятая закономерность — взаимосвязь четырех звеньев воспита­ния.

В истории воспитания выделились и развиваются в более или ме­нее тесной взаимосвязи следующие звенья воспитательного процесса: воспитание взрослыми подрастающего поколения; самовоспитание воспитанников; взаимное самовоспитание сверстниками друг друга — старшими младших, младшими старших и личное самовоспитание воспитанников; самовоспитание воспитателей — взаимное самовоспи­тание и личное самовоспитание; воспитание воспитанниками воспита­телей — открытое и скрытое.

Шестая закономерность — зависимость результатов воспитания от степени соответствия воспитательных отношений целям воспитания.

Воспитательные отношения — это отношения между воспитателями и воспитанниками (между самими воспитателями и самими воспитан­никами). Это отношения объективные (взаимосвязь деятельности воспитателей, то есть воспитатель ных воздействий и де ятельности воспитанников, то есть воспитывающей деятельности) и отношения субъективные, которые отражают объективные отношения и являются их движущей силой. Соответствие характера воспитательных отноше­ний целям той или иной воспитательной системы является решающим условием ее результативности, то есть достижения этих целей.

Социальные институты воспитания — структуры и социальные ин­ституты, призванные оказывать воспитательные влияния на личность. Наиболее влиятельными из них являются семья и школа, а кроме этого, сверстники, система дополнительного образования и средства массовой информации.

Семья — главный институт воспитания. Важность семьи обуслов­лена тем, что в ней воспитание собственно начинается и продолжается достаточно долго, так как значительную часть своей жизни мы прово­дим в семье. К тому же родители обладают уникальной возможностью воздействовать на ребенка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них. Семья — особого рода коллектив, выступающий в воспитании как форма и средство долговременного психологического воздействия на личность ребенка.

Школа — весьма важный институт воспитания. В школе ребенок проводит 9—11 лет своей жизни, здесь на него влияют как педагогичес­кий коллектив, так и сверстники.

Важным является вопрос о соотношении воспитательного вли­яния семьи и школы. Мног ие авторы сходя тся в том, что они могут рассматриваться как субъекты, имеющие собственный воспитательный потенциал.





Традиционно внешкольная воспитательная работа осуществляется на базе учреждений дополнительного образования. Учреждения до­полнительного образования призваны:

  • компенсировать отсутствие в основном образовании определенных видов деятельности;

  • обеспечить р ебенку к омфортную п редметную с реду, « ситуации успеха», развивающее общение;

  • содействовать в выборе индивидуального образовательного марш­рута и его освоении.

Еще одним социальным институтом воспитания являются сверс­тники. Неформальное воспитание осуществляется через контакты с людьми в организованных и неорганизованных группах, через офици­альные и неофициальные отношения.

Огромное влияние оказывают на формирование личности средства массовой информации. Поскольку СМИ на наглядных примерах по­казывают своей аудитории, что хорошо и правильно, то тем самым эти ценности незаметно культивируются в зрителе, читателе и слушателе. К сожалению, этот источник информации в последнее время вытеснил такое традиционное средство воспитания, как литература и искусство.


4.1.5. Содержание и направления воспитания

Социализация личности и профессиональная п одготовка специалис­тов — основные функции образования, закрепившиеся документально и в общественном представлении. Но в реальной жизни человек зани­мается не только профессиональной деятельностью, его основными социальными ролями являются: гражданин, семьянин, профессионал. Исходя из этого определяется и содержание воспитания, которое направлено на развитие базовой куль туры личности, в частности, на развитие интеллектуальной, нравственной, физической, трудовой культуры и культуры семейных отношений.

Воспитание ученика направлено на развитие таких важных качеств, как организованность, самостоятельность, интерес к познанию окружа­ющего мира. Воспитанный ученик:

  • испытывает потребность в знаниях, любит и умеет учиться, спосо­бен к самообразованию, обладает информационной культурой;

  • интересуется различными областями человеческой культуры, хотя бы одну из них готов изучать углубленно;

  • гордится своим учебным заведением, чувствует личную причаст­ность к нему;





  • чувствует себя уютно, комфортно в школьных стенах;

  • умеет быть учеником, уважает опыт и знания старших. Воспитанию ученика способствуют следующие направления работы

педагогического коллектива:

  • создание имиджа школы, обеспечивающего ее привлекательность и популярность среди родителей и учащихся;

  • создание атмосферы познавательного комфорта;

  • формирование у учеников потребности в учебе, опыта успешной познавательной деятельности, осознания важности знаний;

  • организация личностно-ориентированного образования. Воспитание труженика

Современный человек должен иметь представление о многообразии и специфике экономических моделей, действующих в нашем обществе, о видах собственности, приоритетах в промышленности, сфере обслу­живания. Необходимо сформировать у учащихся осознанное реальное отношение к таким социальным явлениям, как безработица, конкурен­ция, этика бизнеса. Новое экономическое мышление, функциональную грамотность в области финансово-правовых вопросов, практические умения делового человека, культуру потребителя можно сформировать через введение предметов экономического цикла.

Пример заданий из учебника по экономике для школьников:

  • Подумайте, из чего складываются доходы населения в нашей стране (на примере своей семьи).

  • Что, по-вашему, выгоднее: иметь наличные деньги или хранить средства на текущем счете? От чего зависит ответ на этот вопрос?

  • Какому виду расчетных средств вы бы отдали предпочтение: чеко­вой книжке, кредитной карточке или дебетовой карточке? Обос­нуйте свой ответ.

Идея воспитания человека, способного и желающего трудиться, может быть реализована, если любой труд, выполненный качественно, станет одной из центральных ценностей в семье и школе, если уребенка, подростка, старшеклассника будет поддерживаться со стороны взрос­лых уважение к результатам собственного труда и труда других людей.

Проблема современного воспитания

К сожалению, мы м ожем наблюдать у некотор ых об еспеченных учащихся своеобразный стереотип: «То правильно, что мне удобно. Мои родители платят деньги, а вы тут от меня что-то требуете — класс убрать, помочь. Я никому не должен, вы мне должны». При этом мо­рально-нравственные факторы, социальная полезность труда учителя, уборщицы и т. д. в расчет не принимаются.





Воспитание творческой индивидуальности

Основной идеей гуманистического подхода в воспитании является идея самоценности, уникальности воспитанника при условии ее реали­зации в системе гуманистических отношений в соотнесении с интере­сами и потребностями других людей.

Проблема современного воспитания

Исследования показывают, что современному российскому об­разованию свойственен «интеллектуальный порок» — наклеивание ярлыков. Даже опытные учителя нередко опираются в своей работе на самые примитивные классификации учеников — либо собственные, либо околонаучные (например, астрологические). В ходе педагогиче­ской деятельности под такую теорию подгоняются не факты, а живые дети. Возможен ли в таком стереотипном восприятии индивидуальный подход к человеку?

На что должна быть направлена работа по воспитанию творческой индивидуальности?

  • На осознание личностью своей неповторимости, самоценности при адекватности самооценки, способности к рефлексии.

  • На выработку воспитанником круга гуманистических жизненных ценностей, ответственности перед собой и другими за выбор жиз­ненного пути.

  • На развитие самостоятельности и креативности мышления.

  • На раскрытие творческих задатков и способностей, овладение навыками самосовершенствования в физической, психической и нравственной сферах.

Воспитание семьянина

Основная идея этого направления — идея гармонизации, согласова­ния целей и интересов ребенка, семьи и школы, воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений, осознанно и ответственно относящегося к роли семьянина, продолжателя рода, создателя и хра­нителя семейных традиций.

Воспитание семьянина направлено на:

  • осознание себя представителем определенного пола, носителем мужского или женского начала;

  • понимание и п ереживание с воей з начимости к ак п олноправного члена семьи, осваивая и прогнозируя по мере взросления различ­ные семейные роли;

  • умение принимать близких такими, какие они есть, любить их, про­являть терпимость к недостаткам родных людей;





  • создание потребности сохранения семейных отношений, круга се­мейных ценностей;

  • знакомство с функциональными обязанностями в семье, приобре­тение умений заботы о близких, самообслуживания, распределения бюджета, проведения свободного времени.

Проблема современного воспитания

Нельзя не отметить, что эталоны женственности и мужественности, складывающиеся у школьников, далеки от реалий жизни. Так, идеаль­ные представления и реальное поведение находятся в разных планах, а идеал не выполняет регулятивной функции. Интересно, например, что из описания понятия «мужественность» практически исчезло качество ответственности!

Воспитание гражданина России

Воспитание гражданского самосознания основывается на форми­ровании у подростков и старшеклассников ценностного отношения к явлениям общественной жизни. Формирование гражданского самосо­знания напрямую содействует воспитанию патриотизма и с психоло­гической точки зрения направлено на развитие гражданственности как интегративного качества личности. Подростковый и ранний юношеский возраст можно охарактеризовать как начало формирования нового уровня самосознания, как период развития и углубления интегративных качеств. Его специфические черты — повышение значимости для фор­мирования «Я-концепции» системы собственных ценностей и усиление личностного, психологического, динамического аспекта восприятия.

Воспитывая гражданское самосознание, мы стараемся развить сле­дующие качества:

  • осознание у чащимися к ак н равственной ц енности п ричастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему;

  • сохранение национальной самобытности, национального само­сознания в сочетании с пониманием места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры;

  • знание и широкое использование своих гражданских прав и добро­совестного выполнения гражданских обязанностей;

  • ответственность за сохранение духовного, промышленного, науч­ного и культурного потенциала России;

  • формирование осознанного отношения к политике государства;

  • ориентация в экономической структуре и политике государства. Воспитание человека мира

Это направление предполагает воспитание в духе ненасилия, на­правленное на установление гуманистических и толерантных отноше­ний между людьми, развитие социальной толерантности.





Социальная толерантность рассматривается как уважение и при­знание равенства, отказ от доминирования и насилия, признания мно­гомерности и многообразия человеческой куль туры. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаи­модействовать с ними на основе согласия. Социальная толерантность не сводится к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов, а предполагает взаимную активную позицию всех заинтере­сованных сторон. Толерантность является важным компонентом жиз­ненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности, но одновре­менно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Проблема современного воспитания

К сожалению, все чаще в последнее время мы можем видеть прояв­ления интолерантности (нетерпимости). Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа («ин-группа»), твоя система взглядов, твой образ жизни стоит выше остальных («аут-групп»). К проявлениям социальной нетерпимости (интолерантности) относятся оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения, игнорирование, негативные стереотипы, предубеждения и т. д.

К психологическим предпосылкам развития толерантного сознания относятся:

  1. Потенциал для развития самосознания и сформированная эго-идентичность. Толерантная личность обладает значительным раз­рывом между «Я-идеальным» и «Я-реальным» в отличие от инто-лерантной (у которой «Я-идеальное» и «Я-реальное» практически совпадают).

  2. Ответственность. Локус контроля толерантной личности — интер-нальный (принятие человеком на себя ответственности за события, происходящие с ним).

  3. Потребность в личной независимости.

  4. Способность к эмпатии. Толерантной личности присуще ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека.

5. Открытость новому опыту. Толерантные люди легко воспринимают
все новое, проявляют гибкость и готовность к изменениям.
Толерантной личности чаще всего свойственны ощущение защи-
щенности (низкий уровень нейротизма), чувство юмора, доброжела-
тельность.
Склонность к враждебному поведению, экстремистским
действиям в отношении представителей других этнических групп тесно
коррелирует с общей склонностью личности к деструктивным стра-
тегиям поведения в ситуациях межличностного конфликта. Это дает





основания для предположения, что выработка навыков конструктив­ного, основанного на стратегии сотрудничества поведения в ситуациях конфликта приведет к снижению склонности к враждебному поведе­нию в отношении других этнических групп, как и к другим проявле­ниям экстремизма.

Таким образом, работа по психологическому сопровождению фор­мирования социальной толерантности должна базироваться на созда­нии условий для развития у подростков гражданского самосознания, ответственности, способности к эмпатии и обучения навыкам конструк­тивного и ассертивного общения.


4.1.6. Нравственное воспитание

Нравственность — это неотъемлемая сторона личности, обеспечиваю­щая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и при­нципов поведения.

Нравственное воспитание — воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие че­ловека

Нравственная саморегуляция поведения может быть как преднаме­ренной (произвольной), так и непреднамеренной (непроизвольной).

При произвольной саморегуляции человек сознательно принимает решение действовать в соответствии с моральными требованиями и, контролируя свое поведение, выполняет это намерение даже в тех слу­чаях, когда оно противоречит его непосредственным желаниям.

При непроиз вольной регуляции человек поступает нравств енно потому, что он не может по-другому . Моральные мотивы становятся определяющими в поведении. Непроизвольное нравственное поведе­ние в большей степени отвечает условиям повседневной жизни, кото­рые часто требуют немедленных поступков.

Непроизвольная саморегуляция формируется двумя способами:

  • в процессе накопления стихийного нравственного опыта. В этом случае дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравствен­ными н ормами, з акрепляются о пределенные ф ормы п оведения, то есть формируются нравственные привычки. Подлинный мо­ральный смысл этих привычек осознается ими значительно позже;

  • первоначально произвольно, под личным контролем, вопреки дру­гим желаниям, а затем непроизвольно усваиваются более сложные моральные требования.





Именно на этом этапе, когда сознательно усвоенные нравственные принципы становятся мотивами поведения, происходит становление нравственной саморегуляции.

Проблема современного воспитания.

В практике воспитания часто встречается ситуация, когда при обу­чении детей моральным знаниям не опираются на их собственный жиз­ненный опыт. Это приводит к разрыву между моральными знаниями и моральным поведением.

Главное, как в обучении, так и в воспитании, — это создание таких ситуаций, в которых ребенок начинает брать что-то из выработанных человечеством средств деятельности, усваивает их. В этом отношении обучение и воспитание совершенно одинаковы. Но ситуации обучения мы уже научились создавать, а ситуации воспитания еще нет, и недоста­точно хорошо представляем себе, в чем их специфические особенности (Г. П. Щедровицкий, Р. Г. Надежина).

Психологические аспекты успешности нравственного воспитания заключаются в необходимости:

• соблюдения такого соотношения между нравственным опытом ребенка и предъявляемыми ему готовыми моральными знаниями, когда этот опыт делает возможным применение данных знаний

в поведении;

• постановки перед детьми специальных задач по выделению нравс­твенного содержания из различных поступков и выражению его

в словесной форме;

  • побуждения детей ставить перед собой нравственные вопросы и по­могать находить на них ответы;

  • обучения детей соответствующим формам нравственного поведе­ния;

  • постоянной оценки поведения детей с точки зрения тех норм, кото­рыми они должны овладеть.

Развитие ценностно-смысловой сферы и воспитание1.

Рассмотрение вопросов психологии воспитания невозможно без учета развития ценностных ориентаций человека, которые представ­ляют собой одну из центральных характеристик личности и оказывают существенное влияние на все стороны ее жизнедеятельности.

Ценности обычно понимаются двояко: во-первых, как атрибут , как ценность чего-то, а во-вторых, как объект или предмет , то есть как нечто, ценное само по себе. В первом случае понятие «ценности»


1 При написании этого раздела использованы материалы магистерской диссертации А. Ананьева (2005).





иногда используется тождественно понятиям «смысл», «значимость», «убеждения». В этом аспекте можно говорить о смысле жизни как не­обходимой для человека ценности, потеря которой является угрозой его психическому, а иногда и физическому благополучию. Одна из важнейших форм ценностей — это идеал. Ценность в качестве идеала переживается как объективно желательное положение вещей. Идеал видится как нечто недостижимое и непостижимое, но при этом линия поведения человека выстраивается в соответствии с тем, как он пред­ставляет этот идеал. Некоторые исследователи рассматривают понятие ценности как близкое понятиям потребности и мотива, считая, что ценность обладает реальной побудительной силой. Другие используют понятие ценностных ориентаций как основных элементов системы отношения человека к социальному миру , определяющих стратегию социальной жизни личности.

Гуманистическая психология как направление в современной психологии делает предметом своего изучения целостного человека в его высших специфических для человека проявлениях. Одним из цен­тральных мыслителей и основателем данного направления и является Абрахам Маслоу.

Чтобы ответить на вопросы о человеке и человечестве: что могут люди, насколько может выр асти человек, М аслоу предлагал изучать не «средних» или больных людей, а «наиболее нравственных, наиболее приближающихся к идеалу святости». Он выдвинул идею «хороших экземпляров» или самоактуализирующихся личностей, которые дости­гают высоких результатов в развитии своей собственной природы: яр­кие творческие способности, психическое здоровье и высокая степень человечности. Каждый человек может стать такой личностью.

В своих исследованиях Маслоу пришел к выводу, что общество в целом нездорово и человек, адаптированный к такому обществу , не может быть здоров. «С огромным сожалением я замечаю, что боль­шинство людей не протестуют против плохого обращения с собой. Они принимают его и расплачиваются годы спустя разнообразными невротическими и психосоматическими симптомами. А в некоторых случаях они никогда не осознают , что больны, что потеряли дорогу к истинному счастью, богатую эмоциональную жизнь и безмятежную, полноценную старость, что они никогда не узнают, как прекрасно быть творцом, эстетически воспринимать мир и переживать жизнь как вол­нующее событие».

В человеке изначально присутствует самость, которая с рождения стремится к росту, успеху, здоровью, актуализации.





Чтобы достичь самоактуализации, нужно:

  • во-первых, научиться прислушиваться к опыту своего организма, так как он обладает «биологической мудростью», надо научиться ему доверять, слышать внутренние сигналы;

  • во-вторых, каждый раз совершать выбор в сторону личностного роста;

  • в-третьих, не бояться своих переживаний, быть полностью ими по­глощенным;

  • в-четвертых, принять ответственность за свою жизнь;

  • в-пятых, быть смелым, не бояться перемен и жизни в условиях не­определенности;

  • в-восьмых, осознавать свои способности, свое предназначение, что для тебя хорошо, а что плохо, отказаться от психологических защит.

М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные и инстру­ментальные. Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности — как убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях.

Ценностные основы начинают складываться еще в дошкольном возрасте, но осознать и выразить их речевыми средствами дети могут впервые именно в подростковом возрасте.

Создание собственной ценностной системы сопровождается обраще­нием подростков к вечным философским проблемам, идеальным пред­ставлениям о нравственности. По мнению Е. Ф. Рыбалко, усложнение комплекса личностных свойств подростка происходит за счет включе­ния в систему его ценностных ориентаций различного рода нравствен­ных качеств. По словам Г. Крайг, в доподростковый период дети не в состоянии создать свою систему ценностей, даже если хотят этого, так как не обладают соответствующими когнитивными способностями.

Предпосылки для начала реального выполнения системой ценно­стных ориентаций всех своих регулятивных функций окончательно складываются лишь в юношеском возрасте. Как пишет Л. И. Божович, «только в юношеском возрасте моральное мировоззрение начинает представлять собой такую устойчивую систему нравственных идеалов





и принципов, которая становится постоянно действующим нравствен­ным побудителем, опосредствующим все их поведение, деятельность, отношение к окружающей действительности и к самому себе». В основе приобретения ценностной системой реально действующего характера, по нашему мнению, лежит осознание человеком личностного смысла своей жизни. По мнению В. Франкла, именно в юношеском возрасте вопросы о смысле жизни наиболее часты и особенно насущны. Проблема современного воспитания

На формирование системы ценностей растущего человека влияет его окружение. Как правило, это семья, а также компания сверстников. В последнее время увеличилось влияние средств массовой информа­ции на формирование системы ценностей, а влияние культурных норм, наоборот, уменьшилось, так что многие юноши выходят в жизнь с раз­мытой и неопределенной ценностно-смысловой сферой личности.

Результаты проведенного М. С. Яницким исследования показали, что развитие высшего уровня системы ценностных ориентаций лич­ности может быть осуществлено в процессе целенаправленного пси­хологического воздействия, адекватной формой которого является групповой психологический тренинг.

Таким образом, система ценностей, принятая человеком, определяет стратегию жизненного пути личности, ее основные выборы и поступки. От зрелой, грамотно сформированной ценностно-смысловой сферы зависит судьба человека и его понимание смысла своей жизни.


4.1.7. Теория и методика воспитания И. П. Иванова

Игорь Петрович Иванов — доктор педагогических наук, профессор, академик, автор методики коллективного творческого воспитания — педагогики общей заботы. Руководил факультетом педагогики в ЛГПИ им. А. И. Герцена, в 1959 г создал в ЛенинградеКоммуну юных фрунзен-цев — районную школу комсомольско-пионерского актива, в 1963 г. — Коммуну им. А. С. Макаренко, содружество студентов, учителей и преподавателей ЛГПИ им. А. И. Герцена. Распространение их опыта привело к возникновению по всей стране в 60-е гг коммунарского дви­жения как неформального объединения детей и взрослых на основе де-ятельностной заботы об окружающем мире, о развитии всех и каждого.

Содержание процесса воспитания по И. П. Иванову — это сложная система деятельности (общей, творческой, гражданской) воспитателей и воспитанников, направляемой воспитателями. Это ед инство двух





типов отношений — отношений товарищеского творческого обучения и отношений товарищеского содружества поколений.

Деятельность, в процессе которой преобладают отношения това­рищеского творческого обучения, позволяет открыто решать воспи­тательные задачи двух типов: это задачи овладения системой знаний, умений и навыков по определенной программе (образовательные) и задачи овладения отдельными знаниями, умениями и навыками для успешного участия в текущей жизни (задачи обучения в жизни). Твор­ческое овладение происходит тогда, когда задачи ставятся и решаются сообща.

Деятельность, в процессе которой преобладают отношения твор­ческого содружества поколений, позволяет открыто решать жизненно практические задачи (трудовые, бытовые, игровые, развлекательные, организаторские), задачи улучшения жизни окружающих, своего кол­лектива, своей собственной. Одновременно незаметно (скрыто) реша­ются задачи воспитания положительных качеств личности и преодо­ления отрицательных. Это сочетание различных видов общей заботы в соответствии с разными видами деятельности. К ним относятся:

  • поведение — образ жизни и действий, обращение с окружающим миром — людьми, природой, окружающими предметами;

  • общение — обмен личным опытом (универсальный вид деятель­ности);

  • трудовая деятельность — создание материальных ценностей и со­ответственно трудовая забота;

  • познавательная деятельность — открытие явлений и закономер­ностей мира и соответственно познавательная забота;

  • художественно-эстетическая деятельность — создание художес­твенных образов и соответственно художественно-эстетическая забота;

  • оздоровительно-спортивная деятельность — укрепление здоровья, закалка организма и соответственно жизненно-практическая, оздо­ровительно-спортивная забота;

  • организаторская деятельность — обеспечение условий для реше­ния жизненно-практических и воспитательных задач и соответ­ственно организаторская забота.

Таким образом, в основе деятельности детей лежат следующие идеи:

забота об улучшении окружающей жизни (забота о близких и дале­ких людях, о своей школе, селе, городе, о себе самом как товарище других людей);





  • творчество, то есть совместный п оиск новых, лучших решений, жизненно важных проблем или задач;

  • коллективность, то есть объединение усилий участников деятель­ности, в которой каждый может проявить себя, внести реальный вклад в общее дело, ощутить свою значимость при достижении об­щего результата;

  • сотрудничество старших и младших, взрослых и детей.

Эти идеи нашли свое воплощение в разработанной методике орга­низации коллективных творческих дел.

Коллективные творческие дела (КТД) — один из типов форм ор­ганизации воспитательной деятельности, основное средство методики воспитания. Их важнейшие особенности — практическая направлен­ность, коллективная организация, творческий характер.

Каждое КТД есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому оно дело, но не простое дело, а жизненно важное, общественно необ­ходимое. Оно — коллективное, потому что планируется, готовится, со­вершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно-практи­ческой заботе. Оно — творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач. Различаются следующие виды коллективных твор­ческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздорови­тельные.

Уровни развития динамики осуществления системы коллективных творческих дел.

Первичный (первый) уровень — характерен ситуативным типом использования КТД. На этом уровне педагог использует КТ Д как ве­дущее средство воспитания, оставляя для воспитанников неясным его воспитательное значение, но как можно раньше раскрывая его значение как средство общей жизненно-практической заботы о своем коллек­тиве, друг о друге, об окружающих людях. Используется на начальном этапе воспитательной работы с младшими школьниками.

Средний (второй) уровень характерен избирательно-системати­ческим типом использования КТД. Этот тип проявляется в последо­вательном использовании в течение длительного времени одних и тех же коллективных творческих дел (в новых условиях и вариантах) для решения разных жизненно-практических задач.





Высший (третий) уровень — характерен развернуто-систематиче­ским типом использования КТД. Этот тип проявляется в целенаправ­ленном развитии у воспитанников гражданского отношения к окружа­ющей жизни и самим себе средствами многообразной, систематической общей творческой жизненно-практической заботы воспитанников и воспитателей.

Структура коллективного творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества. Содержание этих стадий состав­ляют действия воспитателей и воспитанников, необходимые для целе­направленного развития у воспитанников целостно-многостороннего гражданского отношения к жизни, к самим себе и для преодоления отрицательных личностных качеств.

  • Первая стадия — предварительная работа коллектива. На этой ста­дии руководитель и сотрудники коллектива определяют конкрет­ные воспитательные задачи данного КТД, намечают свои исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач, и приступают к таким действиям, проводя «нацеливающие» вос­питательные занятия с воспитанниками (беседы, экскурсии и т. д.), готовят их к коллективному планированию — рассказывают, какие дела можно провести, для кого, с кем вместе.

  • Вторая стадия — коллективное планирование.

  • Третья стадия — коллективная подготовка КТД.

  • Четвертая стадия — проведение коллективного творческого дела.

  • Пятая стадия — коллективное подведение итогов.

  • Шестая стадия — ближайшее последействие.

Методика комплек сной ор ганизации воспитательного про цесса представляет собой единство трех сторон:

  • планирование и осуществление воспитательной работы по темати­ческим периодам;

  • реализация стадий коллективной творческой деятельности воспи­тателей и воспитанников;

  • применение системы функций товарищеской воспитательной за­боты (поручения, приучения, убеждения).

Таким образом, главное средство воспитания и развития ребенка по И. П. Иванову — деятельность. Своей деятельностью человек изменяет окружающий мир и себя. Чем больше человек улучшает окружающую жизнь, тем полнее и глубже развивается сам как строитель, заботливый труженик, товарищ других людей.





4.1.8. Самовоспитание

Самовоспитание — это деятельность человека, направленная на изме­нение своей личности в соотве тствии с сознательн о поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Самовоспитание пред полагает определенный уровень р азвития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отноше­ние человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

А. К. Маркова выделяет высокий и низкий уровни самовоспитуе-мости, саморазвиваемости и самообучаемости.

Высокий уровень: инициатива без толчков и стимулов извне, само­стоятельная постановка целей саморазвития, построение программы и вариативность ее стратегий, самопрогнозирование, перспективное целеполагание, внутренняя устойчивость и цельность; построение но­вых смыслов (смыслообразование) в трудных условиях; повседневная рефлексия; владение приемами мобилизации и расслабления.

Низкий уровень : отсутствие потребности и способности самому что-то делать для своего развития (что может сочетаться с высокой дисциплиной как исполнителя); отсутствие внутреннего смысла и стержня существа личности; отсутствие интереса к самоанализу; на­пряженность и комплексы в учебной работе.

Методы самовоспитания основываются на следующих психологи­ческих механизмах:

Самопознание, которое включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

Самообладание, которое опирается на: самоубеждение, самокон­троль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование, которое предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Самопомощь — умение поддержать себя, вывести себя из тяжелого душевного состояния, умение самоубеждением облегчить самую слож­ную ситуацию, умение, не уходя в переживания, решать проблемы в психологически некомфортном состоянии стресса, что, в конечном итоге, учит самоорганизации всей жизни.

Обучение навыкам самопомощи базируется на: • социальной активности, высокой восприимчивости к усвоению норм,

ценностей и способов поведения, существующих в мире взрослых;





  • формировании и развитии воли;

  • готовности к сильным чувствам, активизирующим внутреннее вни­мание.

В организации самовоспитания важную роль играют развитие и расширение всех видов деятельности учащихся: умственной, физи­ческой и т. д. Важную роль в этом играет личность педагога, который представляет собой один из основных образцов поведения.

Проблема современного воспитания

Этот процесс не всегда оказывается эффективным из-за расхожде­ния между декларируемыми и реально разделяемыми ценностями со стороны воспитателей. Не об этом ли писал еще К. У. Ушинский: «Как бы далеко ни запрятал воспитатель или наставник свои глубочайшие нравственные убеждения... они выскажутся... и будут действовать тем сильнее, чем скрытнее»?


Резюме

Несмотря на то, что затруднительно дать единственно верное опреде­ление того, что такое «воспитание», не вызывает сомнения, что вос­питание — один из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей, а предмет воспитания — человек, испытывающий соответствующее воздействие.

Психология в оспитания и зучает з акономерности и ме ханизмы формирования личности человека, динамику становления, развития и проявления ее свойств.

Основными направлениями воспитания являются воспитание ученика (умственное воспитание), труженика (трудовое воспитание), семьянина (семейное воспитание), воспитание гражданина России и мира (гражданское воспитание), нравственное воспитание.

Методика комплексной, коллективной организации воспита­тельного процесса по И. П. Иванову складывается из планирования воспитательной работы, реализации коллективных творческих дел с участием воспитателей и воспитанников, а также организации товари­щеской воспитательной заботы.

Отношение человека к своим потенциальным возможностям, пра­вильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовос­питания.





Рекомендуемая литература

Основная

  1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. СПб., 2001.

  2. Иванов И. П. С озидание: т еория и м етодика в оспитания. С Пб.,

2003.

  1. Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания. М., 2002.

  2. Педагогическая психология / Под ред. Н. В. Клюевой. М., 2004.

  1. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспи­тания. Петербургская концепция. СПб., 1994.

  2. Сарычев С. В., Логвинов И. Н. Педагогическая психология. СПб., 2007.

Дополнительная

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

  2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петров­ского. М., 1990.

  3. Концепция воспитания в системе образования Санкт-Петербурга «Воспитание петербуржца XXI в.». СПб., 2003.

  4. Костюк Г. С. О взаимоотношении воспитания и развития ребенка. Избр. психол. труды. М., 1988.

  1. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

  2. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999.

  3. Минияров В. М. Педагогическая психология. Самара, 2003.

  4. Настольная книга преподавателя / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. Минск,

2005.

9. Рувинский Л. И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. М.,
1982.

  1. Рыбалко Е. Ф. Становление личности // Социальная психология личности. Л., 1974.

  2. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д.Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. М., 2000.

  3. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

  4. Хрестоматия по педагогической психологии / Под ред. А. И. Кра­сило, А. П. Новгородцева. М., 1997.

  5. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000.





Вопросы для самоконтроля

  1. Как соотносятся понятия «воспитание», «развитие» и «обуче­ние»?

  2. Назовите основные закономерности воспитания.

  3. Выделите факторы, влияющие на воспитание детей в семье.

  4. Что определяет содержание воспитания школьников?

  5. Как соотносятся «воспитание» и «самовоспитание»?

  6. В чем заключается принципиальное отличие воспитательной сис­темы И. П. Иванова от других?



Задания для самостоятельной работы

  1. На основе приведенных определений сформулируйте свое видение того, что такое « воспитание».

  2. Приведите примеры из жизни, когда коллектив сверстников оказы­вал положительное и отрицательное влияние на развитие ребенка (подростка, старшеклассника).

  3. Оцените воспитательный потенциал приема А. С. Макаренко «Белая скатерть ». Чтобы приучить вновь поступивших в коло­нию подростков к аккуратности, усаживал их обедать за столы, покрытые снежно-белыми скатертями. После еды подростки были вынуждены отстирывать каждое пятнышко, и так по вторялось до тех пор, когда это больше не требовалось.

  4. Вспомните свой опыт обучения в школе. Напишите «неотправлен­ное письмо» одному из своих учителей — тому, чья педагогическая деятельность и личностные особенности оказали особое влияние на ваше воспитание.

  5. Великий педагог ХХ в. Януш Корчак писал: «Мы часто забываем о том, что должны учить ребенка не только отстаивать правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и спорить, не только слушаться, но и бунтовать». Как вам кажется, какую зако­номерность психологии воспитания описал Я. Корчак?

  6. Приведите примеры из художественных произведений, где отража­лась бы та или иная психологическая теория воспитания.

  7. Представьте себе, что к вам за консуль тацией обратилась мама четырехлетнего ребенка с вопросом: «Стоит ли отдавать ребенка





в детский сад?» Приведите аргументы «за» и «против» посещения ребенком детского образовательного учреждения.

  1. Приведите пример учета основных психологических закономер­ностей воспитания на практике.

  2. Постарайтесь отрефлексировать (возможно, в письменной форме) ваш личный воспитательный потенциал. Г отовы ли вы быть вос­питателем? С какими проблемами вы можете столкнуться? Какие сильные стороны (ресурсы) помогут вам в преодолении этих про­блем?

10. Составь те программу самовоспитания, основываясь на резуль та-тах самопознания и рефлексии в процессе обучения психологии в вузе.





1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   30
написать администратору сайта