В соответствии с принципом равенства сторон другие субъекты доказывания также наделены полномочиями по собиранию доказательств.
Защитник, представляющий интересы подозреваемого (обвиняемого) вправе:
представлять доказательства;
собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, путём опроса частных лиц;
запрашивать справки, характеристики и иные документы из организаций, которые обязаны в течение десяти дней выдавать эти документы или их копии;
запрашивать с согласия подзащитного мнение специалиста по возникающим в связи с оказанием юридической помощи вопросам;
участвовать в производстве следственных действий, проводимых с участием подозреваемого, обвиняемого;
участвовать в производстве следственных действий, проводимых по ходатайству его подзащитного;
участвовать в проведение следственных действий, проводимых по его ходатайству
задавать вопросы допрашиваемым лицам (ч.2, ч.3 ст.74, ч.3 ст.125 УПК).
Все решения следователь принимает самостоятельно, поэтому он вправе отклонить ходатайства защитника, однако должен вынести об этом мотивированное постановление.
Не смотря на участие защитника, подозреваемый и обвиняемый полномочны самостоятельно участвовать в собирании доказательств. Уголовно-процессуальный закон предоставляет им право на собирание доказательств путём:
дачи объяснений и показаний по поводу имеющегося против него подозрения (обвинения);
представления доказательств;
заявления ходатайств и отводов;
участия в проводимых по его ходатайству или ходатайству защитника либо законного представителя следственных действиях (ч.7 ст.68, ч.2 ст.69 УПК).
Обвиняемый помимо названных общих прав по собиранию доказательств может ставить вопросы перед экспертом.
Потерпевший наделён равными с обвиняемым правами по собиранию доказательств. Он вправе: давать показания, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в проводимых по его ходатайству или ходатайству его представителя следственных действиях. Однако, у потерпевшего в отличие от подозреваемого, обвиняемого давать показания не только право, но и обязанность. За отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний потерпевший в соответствии ст.ст. 352, 353 УК может быть привлечён к уголовной ответственности.
Гражданский истец и гражданский ответчик наделены равными правами по собиранию доказательств, имеющих значение для защиты их интересов, связанных с предъявленным иском. Они вправе: представлять доказательства, давать объяснения и показания по поводу предъявленного иска, заявлять ходатайства и отводы, представлять материалы для приобщения к уголовному делу (ч.4 ст.77, ч.3 ст.78 УПК).
Законные представители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, законные представители и представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, частного обвинителя обладают по закону теми же правами по собиранию доказательств, что и представляемые ими физические и юридические лица в пределах, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РК (ст.ст.79, 80,81, 487).
Помимо органа, ведущего уголовный процесс, заинтересованных в исходе уголовного дела лиц, уголовно-процессуальный закон наделяет правом представления доказательств (сведения в письменной, устной форме, предметы и документы) любых граждан и организации.
Собирание доказательств должно осуществляться в соответствии с требованиями законности, полноты, своевременности, соблюдения гарантий достоверности получаемых доказательств. С целью собирания доказательств могут применяться научно-технические средства, если они: прямо предусмотрены законом и не противоречат его нормам и принципам; научно состоятельны, обеспечивают эффективность собирания, исследования доказательств, безопасны для жизни и здоровья окружающих лиц. Применение научно-технических средств обязательно должно быть отражено в протоколах соответствующих процессуальных действий с указанием характеристики НТС, условий, порядка, объектов, результатов их применения (ст.129).
Исследование и оценка обнаруженных фактических данных и их источников заключается в предварительном установлении их возможной относимости к расследуемому преступлению. Например, если при осмотре места происшествия при обнаружении трупа с колото-резаными повреждениями найден нож, то он должен быть предварительно исследован с точки зрения соответствия его размеров размерам ранений на потерпевшем, наличия крови, иных следов его использования при совершении расследуемого преступления.
Обнаруженные и предварительно оценённые фактические данные и их источники подлежат закреплению и изъятию. «Фактические данные могут быть использованы в качестве доказательств только после их фиксации в протоколах процессуальных действий» (ч.1ст.126 УПК). В ходе дознания и предварительного следствия ответственность за ведение протоколов возлагается уголовно-процессуальным законом на дознавателя и следователя, в судебном разбирательстве - на председательствующего и секретаря судебного заседания (ч.2 ст.126 УПК). Закон устанавливает общеобязательные правила закрепления фактических данных, имеющих значение для дела. В протоколах процессуальных действий должно быть отражено: место и дата его проведения, «время его начала и окончания с точностью до минуты», должность и фамилия лица, осуществляющего следственное действие, фамилия, имя, отчество всех лиц, участвующих в проводимом действии, а при необходимости и их адрес, разъяснение участникам процессуальных действий их прав. Ход и результаты следственного действия должны быть отражены «в том порядке, в каком они имели место». Следователь не должен делать выводы в протоколах следственных действий, а только правильно фиксирует действия и их результаты (ч.3 ст.126, ч.3,5 ст.203 УПК).
После составления протокола процессуального действия всем участвовавшим в нём лицам предоставляется право знакомиться с протоколом. Участники процессуального действия вправе: вносить в протокол дополнения и исправления, высказывать возражения и замечания по поводу порядка и условий проведения данного действия, предлагать свою редакцию записи в протоколе, заявлять ходатайства и жалобы. Все замечания относительно содержания протокола процессуального действия и действий самого лица, его осуществляющего, должны быть зафиксированы в протоколе. При несогласии с замечаниями дознаватель, следователь или суд должны вынести об этом постановление (ч.6 ст.126 УПК). После ознакомления с протоколом процессуального действия лица в конце его и на каждой странице ставят свою подпись. Участник процессуального действия может поставить свою подпись только в той части протокола, которая отражает его участие. Например, это может касаться такого участника как специалист (ч.5 ст.126 УПК).
Если участник процессуального действия отказывается от подписи, то в протоколе делается соответствующая отметка, заверяемая следователем или дознавателем председательствующим и секретарем судебного заседания (ч.7,8 ст.126 УПК). Причина отказа от подписи должна быть занесена в протокол, если её объясняет лицо, отказавшееся подписать протокол (ч.9 ст. 126 УПК).
В случаях, когда участник процессуального действия в силу физических недостатков не может сам прочитать или подписать протокол, то данные действия с его согласия могут осуществлять защитник, законный представитель, представитель, либо другой гражданин, которому данное лицо доверяет. Данный факт должен быть отражён в протоколе.
Получаемые в результате применения научно-технических средств «фонограммы, видеозаписи, кинофильмы, фотоснимки, слепки, оттиски, планы, схемы, другие отображения хода и результатов следственного или судебного действия прилагаются к протоколу» (ч.11,12 ст.126, ч.7 ст.203 УПК). Приложения удостоверяются подписями лица, проводимого процессуальное действие, в отдельных случаях понятыми (ч.12 ст.126 УПК). Оформленные в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, приложения к протоколам процессуальных действий будут обладать процессуальным статусом иных документов, иметь значение доказательств.
Если обнаруживаются предметы и документы, могущие иметь значение доказательств, они должны быть не только зафиксированы, но и изъяты с целью их дальнейшего исследования. При невозможности изъятия предмета, с них производится копия или слепки. При соблюдении установленного законом порядка и адекватной передачи внешних признаков объекта на копии или слепке, последние рассматриваются как производные доказательства. Действия по изъятию и изготовлению слепков или копий должны быть обязательно зафиксированы в протоколе, а сами полученные слепки и копии удостоверены органом, ведущим уголовный процесс, понятыми, а также лицом, их изготовивших. В протоколе должны быть описаны индивидуальные признаки изымаемого предмета или документа, отличающие его от других похожих предметов или документов. Вопрос о хранении вещественных доказательств решается в соответствии со ст.ст.121, 223 УПК.
3. Исследование доказательств
Собранные по делу доказательства подлежат всестороннему и объективному исследованию с точки зрения его сущности и связи с другими доказательствами по делу. В соответствии со ст. 127 УПК исследование доказательства должно включать его анализ, его сопоставление с другими доказательствами, собирание дополнительных доказательств, проверку источников получения доказательств.
Анализ фактических данных означает установление сущности того или иного явления, факта. Например, обнаружение отпечатков пальцев рук на наружной стороне выставленного оконного стекла помещения, где была совершена кража, может означать, что преступник, проник в помещение путём выставления стекла снаружи. Отсутствие крови в месте обнаружения трупа с сильно кровоточащими повреждениями свидетельствует о том, что место совершения преступления не совпадает с местом обнаружения потерпевшего. Определение сущности тех или иных явлений, фактов означает установление различного рода связей. Связи эти могут быть генетические или причинно-следственные, временные, пространственные, количественные. В приведенном первом примере связи наблюдаются причинно-следственные; во втором – пространственные. Примером временных связей могут выступать фактические данные, свидетельствующие о пребывании подозреваемого в момент совершения преступления в другом городе, то есть об алиби подозреваемого. Обнаружение большого количества разных отпечатков следов обуви указывает на пребывании на данном месте нескольких лиц, то есть связи количественные. Правильному установлению сущности обнаруженных фактических данных может способствовать выдвижение следственных версий. Например, если на потерпевшем имеются повреждения на различных участках тела различной степени вреда, то одна из версий о причине возникновения таких повреждений может быть о том, что была взаимная борьба. Выдвижение следственных версий также способствует установлению новых фактических данных. Например, версия о том, что на преступнике могут тоже иметься повреждения.
Достоверность сущности обнаруженных фактических данных может определяться только путём сопоставления с другими доказательствами по делу. Например, следственная версия о взаимной борьбе может подтверждаться свидетельскими показаниями, имеющимися в уголовном деле. На проверку сущности доказательства должно быть направлено и собирание новых доказательств. При задержании подозреваемого в совершении расследуемого преступления, необходимо провести его освидетельствование с целью обнаружения на его теле повреждений, характерных для взаимной борьбы. Поскольку преступление является единым процессом, связанным в пространстве и во времени, все доказательства должны быть между собой взаимосвязаны и взаимосогласованы, или одно подтверждать другое. Например, установление принадлежности следа руки на месте происшествия подозреваемому, обнаружение у подозреваемого предметов преступления, опознание подозреваемого свидетелями, как лица бывшего на месте совершения преступления, отсутствие у подозреваемого алиби. При наличии противодоказательства, оно должно быть объяснено.
Проверка источников доказательств, в первую очередь зависит от природы таких источников. Проверка личностного источника заключается в установлении:
фактической возможности конкретного лица каким-либо образом воспринимать определённое событие:
наличия у него определённого мотива дачи ложных показаний;
оказания на него постороннего воздействия для дачи им определённых показаний.
Проверка предметного источника означает установление правильного применения специальных познаний и научно-технических средств для получения из него фактических данных.
4. Оценка и использование доказательств.
Все решения, принимаемые органом, ведущим уголовный процесс, основываются, как правило, на оценке доказательств. Поэтому вопрос об оценке доказательств является в доказательственном праве и в теории доказательств одним из центральных вопросов. В истории человечества существовали различные критерии оценки доказательств.
Наибольшее распространение получили теория формальных доказательств и теория свободной оценки доказательств. Теория формальных доказательств критерием истины считала признательные показания обвиняемого, а также не противоречащие друг другу показания двух заслуживающих доверие свидетелей56.
Теория свободной оценки доказательств предпочтение отдала внутреннему убеждению судей. Закономерно, что одновременно с данной теорией появляется в уголовном судопроизводстве суд присяжных заседателей, которые определяли виновность либо невиновность лица на основе представленных сторонами доказательств, которые оценивали в соответствии со своей совестью и по внутреннему убеждению.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство определяет оценку доказательств как установление относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства по уголовному делу, а для всей собранной совокупности доказательств – достаточности для разрешения уголовного дела (ч.1 ст.128 УПК).
Принципами оценки доказательств являются: принцип внутреннего убеждения; принцип всестороннего, полного и объективного рассмотрения доказательств, принцип достаточной совокупности доказательств.
Принцип внутреннего убеждения означает, что орган, ведущий уголовный процесс свободно оценивает доказательства на основе их совокупности и руководствуясь только законом и совестью. Закон гарантирует от возможного оказания давления на следователя, дознавателя, судью, прокурора вплоть до привлечения к уголовной ответственности (ст.ст. 339, 341 УК). Возможность реализации принципа внутреннего убеждения неразрывно связана с уголовно-процессуальными положениями: о независимости и самостоятельности судей, следователей; о равенстве доказательств; о том, что оценка доказательств составляет исключительную компетенцию органа, ведущего уголовный процесс, в той части, которая касается решений, определяющих судьбу уголовного дела.
Принцип всестороннего, полного и объективного рассмотрения доказательств является проявлением общего принципа всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела.
Оценка всей совокупности доказательств, собранных по делу, направлена на установление её достаточности для правильного вывода по уголовному делу. Совокупность собранных по делу доказательств может считаться достаточной если:
- в неё входят качественные доказательства, то есть обладающие свойствами относимости, допустимости и достоверности;
если отсутствуют противодоказательства или они объяснены;
если в совокупности они приводят только к одному единственному выводу относительно виновности конкретного лица (лиц) в совершении преступления и других обстоятельств, подлежащих доказыванию.
Таким образом, оценка доказательств может касаться одного доказательства, совокупности доказательств, устанавливающих отдельное обстоятельство расследуемого преступления, всей совокупности собранных по делу доказательств.
Оценка одного доказательства осуществляется с целью определения его качества как доказательства по делу. В то же время достоверность доказательства может устанавливаться только при наличии других собранных по уголовному делу доказательств.
Оценка определённой совокупности доказательств осуществляется для установления отдельного обстоятельства по делу, например, места совершения преступления. Также оценка совокупности доказательств лежит в основе принятия различного рода процессуальных и иных решений. Например, для избрания меры пресечения, для признания лица гражданским истцом и других.
Вся совокупность доказательств, достаточная для законного и справедливого вывода по уголовному делу образует общую систему доказательств. Совокупность доказательств, устанавливающая отдельные обстоятельства, входящие в предмет доказывания, является частной системой доказательств по уголовному делу.
Таким образом, оценка доказательств не является самоцелью, а служит принятию обоснованных и законных решений в процессе расследования преступлений. Данные решения могут быть процессуального или организационно-тактического характера. На основе оценки доказательств принимаются решения о наличии оснований для вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в качестве меры пресечения ареста, о признании лица в качестве потерпевшего и другие.
Доказательства могут быть положены в основу выдвижения следственных версий по уголовному делу, определения основных направлений поиска предполагаемых орудий преступления, предметов преступления, последовательности производства отдельных видов следственных действий, возможности использования конкретных доказательств при производстве следственного действия и т.д.
Доказательства могу быть использованы также субъектами доказывания, защищающими личный или представляемый интерес в уголовном деле. Например, для обоснования ходатайств, жалоб, для построения своей речи защитником и т.д.
Таким образом, использование доказательств - это деятельность по принятию процессуальных и организационно-тактических решений органом, ведущим уголовный процесс, а также иными субъектами доказывания.
Тема 12. ИНСТИТУТ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО
ПРИНУЖДЕНИЯ
План лекции:
1. Меры уголовно-процессуального принуждения.
2. Задержание подозреваемого.
3. Понятие и сущность мер пресечения.
4. Виды мер пресечения и их классификация
5. Цели, основания и условия применения мер пресечения
6. Процессуальный порядок применения, отмены и изменения меры пресечения. Сроки ареста и порядок их продления.
1. Меры уголовно-процессуального принуждения.
В юридической литературе исчерпывающи, дано широкое понятие, о мерах уголовно-процессуального принуждения и его месте в институтах убеждения и государственного принуждения57.
Чтобы определиться с местом мер пресечения в системе уголовного преследования нам следует дать дефиницию института уголовно-процессуального принуждения. В этом вопросе необходимо поддержать мнение А.Н. Ахпанова и Б.Х. Толеубековой, что наиболее исчерпывающим является понятие, сформулированное З.Ф. Ковригой58.
Таким образом, по ее определению – уголовно-процессуальное принуждение – это метод государственного воздействия, проявляющийся в уголовно-процессуальных средствах пресечения неправомерных действий либо бездействия, представляющих угрозу интересам правосудия, применяемых в порядке установленных законом, компетентными органами государства (должностными лицами) в отношении участников уголовно-процессуальной деятельности59.
С принуждением и пресечением всегда соотносится реализация норм права, так как «право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права»60.
Основаниями для применения мер процессуального принуждения являются необходимость:
обеспечения предусмотренного уголовно-процессуальным законом порядка расследования и судебного разбирательства;
надлежащего исполнения приговора.
Меры процессуального принуждения могут применяться:
вместо мер пресечения (например, вместо подписки о невыезде – мера принуждения обязательство о явке);
наряду с мерами пресечения (например, лицо находящееся под подпиской о невыезде, при неявке, может быть доставлено к следователю приводом, то есть с применением меры принуждения);
одновременно по несколько любых видов мер принуждения.
В отличии от мер процессуального пресечения, такие меры принуждения как – обязательство о явке, привод и денежное взыскание может применяться не только к обвиняемому и подозреваемому, но и к свидетелю, эксперту, специалисту, потерпевшему и гражданскому истцу и их представителям, а также гражданскому ответчику его представителю или представителям обвиняемого.
Меры принуждения, за исключением – наложения ареста на имущество, применяются по единоличному решению следователя, и дознавателя по согласованию с начальником органа дознания.
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством меры уголовно-процессуального принуждения сконцентрированы в 4 разделе УПК и классифицируются на три вида:
задержание подозреваемого (гл.17 УПК);
меры пресечения (гл.18 УПК);
иные меры процессуального принуждения (гл.19 УПК).
К иным мерам принуждения относятся:
обязательство о явке к дознавателю, следователю, в суд (ст.157 УПК);
привод (ст.158 УПК);
временное отстранение от должности (ст.159 УПК);
денежное взыскание (ст.160 УПК);
наложение ареста на имущество (ст.161 УПК).
Рассмотрим сущность и содержание каждой из указанных мер принуждения.
Обязательство о явке дается обвиняемым, подозреваемым, если к ним не применена мера пресечения, свидетелем или потерпевшим в письменном виде при наличии оснований, что они могут уклониться от участия в уголовном процессе, а именно: от участия в следственных действиях или в судебном разбирательстве либо при фактической их неявке без уважительных причин.
Лицо, в отношении которого избрана данная мера принуждения обязано:
своевременно являться по вызовам;
сообщать о перемене места жительства.
В случае нарушения обязательств по явке к указанные лица могут быть доставлены в орган расследования и в суд приводом. Кроме того, в отношении обвиняемого или подозреваемого может быть применена любая мера пресечения.
Определяя срок явки указанных лиц, следователь, дознаватель должны учитывать реальную возможность его исполнения.
Уважительными причинами неявки признаются:
болезнь, лишающая возможность явки (эта болезнь должна быть удостоверена врачем);ъ
несвоевременное получение повестки;
различные стихийные бедствия (пожар, наводнение и т.д.);
иные причины (тяжелая болезнь члена семьи, перерыв в движении транспорта и т.д.).
Привод – это принудительное доставление к месту допроса одного из указанных выше лиц, если он не явился по вызовам без уважительных причин.
Чтобы принять правильное решение о приводе следователь, должен тщательно исследовать причины неявки (например, дать отдельное поручение участковому инспектору, органу дознания для установления причин неявки, созвониться с вызываемым лицом или его родственниками и т.д.) так как, при осуществлении привода может пострадать репутация данного лица.
Постановление о приводе составляется по правилам ст. 202 УПК. В постановлении должно быть указано, какому, конкретно органу полиции поручается осуществление привода, к которому направляется копия данного постановления для исполнения.
Осуществление привода запрещается:
в ночное время с 22.00 до 6.00 часов;
несовершеннолетних до 14 лет;
без уведомления законного представителя несовершеннолетнего от 15 до 18 лет;
беременных женщин и женщин имеющих грудных детей;
тяжелобольных и больных инфекционными заболеваниями.
Временное отстранение обвиняемого от должности ограничивает право обвиняемого на труд, гарантированное Конституцией РК, в связи, с чем данная мера должна применяться лишь в случаях действительной необходимости с учетом интересов следствия и обвиняемого (большая семья, единственный кормилец) и учреждения, в котором обвиняемый работает. Если необходимость в сохранении данной меры отпадает, она должна быть отменена.
Отстранения обвиняемого от должности может применяться только в отношении должностного или материально ответственного лица. Применение указанной меры принуждения не должно лишать его права поступить на другую работу, но не связанную с ранее занимаемой им должностью. В случае если обвиняемый не смог устроиться на другую работу по не зависящим от него обстоятельствам ему может быть назначено ежемесячное государственное пособие в сумме не менее одного минимального размера оплаты труда.
Обвиняемый может быть отстранен от должности в следующих целях:
воспрепятствования обвиняемому помешать расследованию путем уничтожения или фальсификации доказательств, воздействия на свидетелей, подделки документов и т.д.;
воспрепятствования совершению им новых преступлений по должности либо продолжения своих преступных действий;
сохранения престижа учреждения и воспитания честного отношения к труду у других сотрудников и должностных лиц.
Отстранение от должности оформляется мотивированным постановлением, в котором указываются конкретные мотивы, вызывающие необходимость отстранения обвиняемого от занимаемой должности.
На основании данного постановления руководитель учреждения обязан издать в течении трех суток соответствующий приказ об отстранении обвиняемого от исполнения обязанностей по данной должности.
За неисполнение процессуальных обязанностей и нарушение порядка в судебном заседании закон предусматривает возможность наложения на потерпевшего, свидетеля, специалиста, переводчика и иных лиц, участвующих уголовном процессе денежного взыскания (ст.160 УПК), а в случае, предусмотренном ст. 327 УПК – и иных мер административного взыскания. Данные меры могут применяться только судом или судьей, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Наложение ареста на имущество. Обязанностью лица, производящего расследование, является принятие законных мер к реальному возмещению материального ущерба, причиненного преступлением, путем наложения ареста на имущество, на которое может быть обращено взыскание или конфискация, и этим предотвратить сокрытие, продажу или уничтожение имущества. Это является эффективным средством реального возмещения вреда, причиненного потерпевшему.
Арест может быть наложен только на имущество, принадлежащее:
лично обвиняемому или подозреваемому;
лицам, несущим по закону материальную ответственность за действия обвиняемого по гражданскому законодательству;
лицам, у которых находится имущество, приобретенное обвиняемым преступным путем (например, автомобиль приобретенный на деньги, добытые преступным путем, но оформленный на имя его родственника), при условии установления этого факта.
О наложении ареста на имущество следователь составляет мотивированное постановление и санкционирует его у прокурора. Если опись имущества осуществляется одновременно с обыском или выемкой, то в данном случае об этом выносится отдельное постановление и составляется отдельный протокол о производстве обыска.
Описанное имущество может быть передано на ответственное хранение собственнику, соответствующим организациям либо родственникам, у которых отбирается подписка о сохранности имущества, и об ответственности по ст.357 УК за его растрату, отчуждение, сокрытие или незаконную передачу.
Арест не может быть наложен на имущество, являющееся предметами первой необходимости, перечень которых определен УИК РК.
2. Задержание подозреваемого.
Задержание может производиться гласным или оперативно-розыскным путем, если известно или предполагается, что преступлением занимается организованная преступная группа, и важно, чтобы сообщники до определенного времени не знали об этом.
Необходимо для захвата лица определиться со временем и местом проведения задержания, составом группы захвата, их техническим оснащением и вооружением, а также определиться с тактическими приемами задержания.
Во всех случаях задержания важно обеспечить внезапность действий, учитывать возможность вооруженном сопротивлении. В группу захвата включают сотрудников спецназа с оружием и средствами индивидуальной защиты. Иногда целесообразно использование световых и шумовых гранат, слезоточивого газа, служебно-розыскной собаки и др.
При задержании с поличным, в целях сбора доказательства эффективно использовать для фиксации видео съемку.
Мы разделяем точку зрения, высказанную А.Н.Ахпановым о том, что правоограничительный характер мер процессуального принуждения позволяет ставить вопрос о создании наиболее благоприятной для личности системы уголовно-процессуальных гарантий, позволяющей органам предварительного расследования обращаться к принудительному воздействию только в случаях крайней необходимости, когда иные приемы и способы не достигли цели61.
В связи с изложенным органы уголовного преследования вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, только при наличии одного из следующих оснований, предусмотренных ст.132 УПК:
когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
когда очевидцы, в том числе потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление либо задержат это лицо в порядке, предусмотренном статьей 133 УПК;
когда на этом лице или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;
когда в полученных в соответствии с законом материалах оперативно-розыскной деятельности в отношении лица имеются достоверные данные о совершенном или готовящемся им тяжком или особо тяжком преступлении.
Согласно ч.3 ст. 132 УПК основаниями для задержания подозреваемого могут быть наличие иных данных. Они могут быть получены в результате допроса свидетелей, потерпевших, производства следственных действий, материалов экспертизы и ревизий и т.п. Сами по себе эти данные еще не дают оснований для задержания подозреваемого, так как они по сравнению с основаниями, указанными в ч.2 ст. 132 УПК, менее очевидны и достоверны. Поэтому их в уголовно-процессуальном праве называют иными данными, а не основаниями. Этими иными данными являются:
а) покушение лица на побег;
б) оно не имеет постоянного места жительства;
в) когда не установлена личность подозреваемого.
Кроме этого законом предусмотрены условия, при которых может быть задержан подозреваемый в совершении преступления:
задержание производится только по возбужденному уголовному делу;
если за совершенное преступление предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, а в исключительных случаях не свыше двух лет;
оно может быть произведено только на основании имеющихся в деле фактических данных о причастности лица к преступлению.
Из смысла уголовно-процессуального закона под мотивированностью задержания понимаются конкретные данные, обосновывающие необходимость задержания, то есть достижение цели задержания. Согласно ч.1 ст.132 УПК задержание применяется с целью выяснения причастности лица к совершению преступления и разрешения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде ареста.
Таким образом, мотивами задержания будут являться:
невозможность иными мерами предотвратить готовящееся или пресечь совершаемое преступление;
характер преступления или обстоятельства его совершения, а также данные о личности подозреваемого свидетельствуют о том, что, оставшись на свободе он примет меры к сокрытию следов преступления или помешает установлению истины по делу;
имеются основания полагать, что подозреваемый может скрыться от следствия и суда.
О всяком случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, следователь, орган дознания обязан составить протокол о задержании с указанием основания и мотива, часа, минут и дня, месяца и года, места задержания, объяснений задержанного, и в течении 24 часов письменно сообщить об этом прокурору, осуществляющему надзор за следствием и дознанием, а также уведомить близкого родственника или лица его заменяющего (ст.138 УПК).
При исключительных обстоятельствах, когда это диктуется особым характером дела (например, для сохранения конфиденциальности полученных по делу сведений или в оперативно-розыскных целях и др.) с санкции прокурора либо его заместителя уведомление может не производиться в течении 72 часов с момента задержания, кроме случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.
Если задержанный, является гражданином другого государства, то в указанный срок уведомляется посольство, консульство или иное представительство этого государства, а также прокурор, осуществляющий надзор за следствием и дознанием.
Протокол задержания подписывается следователем и задержанным лицом, а по делам дознания – дознавателем и подлежит утверждению начальником органа дознания или его первым заместителем. В течении 48 часов с момента получения сообщения о произведенном задержании прокурор имеет право санкционировать арест этого лица либо освободить задержанного из-под стражи. В случае освобождения задержанного в интересах расследования к нему могут быть применены другие виды мер пресечения, не связанные с лишением свободы.
При составлении протокола задержания участие понятых не предусмотрено (ст.233 ч.3, п.2 УПК), однако в случае если личный обыск производится впервые и есть подозрения, что при задержанном могут быть вещи, документы либо предметы могущие иметь доказательственное значение для дела необходимо пригласить понятых или использовать технические средства фиксации (фотографирование, аудиозапись, видеозапись).
С составлением протокола задержания лицо, подозреваемое в совершении преступления, ставиться в положение подозреваемого. Тем самым оно приобретает права участника уголовного процесса (ст.68 УПК).
Порядок и условия содержания под стражей подозреваемых, предусмотрен Законом РК «О порядке и условиях содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 30 марта 1999г.
Лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, имеют право:
ходатайствовать о приглашении защитника с момента задержания;
знать, в чем они подозреваются;
требовать проверки прокурором правомерности их задержания;
обжаловать действия дознавателя, органа дознания или прокурора;
давать объяснения и заявлять ходатайства либо отказаться от дачи показаний.
В течении 24 часов с момента задержания подозреваемый может иметь свидание с защитником на едине и конфиденциально до первого его допроса.
Подозреваемый может быть освобожден из-под стражи при наличии следующих оснований, если:
не подтвердилась причастность задержанного к преступлению;
отсутствует необходимость применения к задержанному меры пресечения - арест;
истек установленный законом срок задержания.
Освобождение задержанного производится по основаниям указанным в ст.136 УПК начальником места содержания задержанных (ИВС) по мотивированному постановлению дознавателя, следователя или прокурора, причем немедленно.
3. Понятие и сущность мер пресечения.
Меры пресечения – это лишь один из институтов превентивных мер принуждения, который установлен главой 18 УПК, а также статьями 490 и 491 УПК. Кроме того, при реализации института мер пресечения необходимо руководствоваться положениями Конституции Республики Казахстан, Конституционным Законом РК «О судебной системе и статусе судей РК», Законами РК «О прокуратуре РК», «О порядке и условиях содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ряда других законодательных актов республики. Меры пресечения применяется также с учетом общепризнанных и ратифицированных нашим государством норм международно-правовых актов, в которых закреплены гуманные общечеловеческие ценности, и принципы уважения чести и достоинства личности, право на личную свободу и иных гражданских прав и свобод человека.
При сношении правоохранительных органов республики с другими государствами по вопросам оказания правовой помощи меры пресечения применяются с учетом положений международных договоров (ст.521 УПК), в частности: Утвержденным ООН «Сводом принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме», Минской Конвенцией СНГ «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», Инструкцией РК «О порядке извещения дипломатических представительств иностранных государств на территории Республики Казахстан о задержания и арестах граждан представляемого государства, а также о порядке посещения представителями дипломатических представительств задержанных, арестованных и осужденных к лишению свободы иностранных граждан», а также с учетом положений иных международных договоров по борьбе с транснациональными преступлениями, конвенциями, соглашениями о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам. В практике международных отношений имеют широкое распространение заключение двухсторонних соглашений и конвенций по вопросам дипломатических и консульских сношений, в которых решаются и оговариваются проблемы привилегий и иммунитетов от уголовного преследования.
Организационно-правовые и руководящие разъяснения по вопросам применения норм института мер пресечения содержаться в постановлениях Пленума Верховного Суда РК, а также в приказах, инструкциях и указаниях Генеральной прокуратуры РК и других силовых министерств и ведомств.
Самая главная ценность общества Республики Казахстан – человек. Конституция РК гласит, что его честь, достоинство, свобода и неприкосновенность находятся под охраной государства и Закона.
Конституция РК гарантирует гражданам неприкосновенность личности, из этого следует, что в уголовном процессе применение досудебного лишения свободы должно осуществляться на началах законности при наличии системы процессуальных гарантий, исключающих незаконное и необоснованное избрание мер досудебного лишения свободы.
Неприкосновенность личности граждан в Казахстане гарантируется в соответствии со статьей 16 Конституции РК. В Конституции РК установлено, что каждый имеет право на личную свободу. Арест и содержание под стражей допускаются только в предусмотренных законом случаях и лишь с санкции суда или прокурора, с предоставлением арестованному права судебного обжалования.
Принцип неприкосновенности личности в республике получил свое осмысление и конкретизацию в новом уголовно-процессуальном законе, так как в правовом государстве для ее неукоснительного соблюдения требовалась система процессуальных гарантий прав обвиняемого и других участников процесса.
Верно подчеркивает А.Н. Ахпанов, что: «Злоупотребление физическими и психическими формами насилия над личностью при осуществлении полномочий органами дознания и предварительного расследования приводят к усугублению конфронтации между властью и гражданами, в критических ситуациях – к открытому противодействию»62.
Данный принцип проявляется особо часто при решении вопроса о применении мер досудебного лишения свободы. В связи, с чем необходима теоретическая и практическая регламентация порядка ограничения личной свободы лиц, попавших в орбиту уголовного преследования с учетом требований международно-правовых актов и Конституции РК.
Пресекаемый аспект рассматриваемых мер выражен, прежде всего, в вышеуказанных целях. Цели же мер пресечения, по нормативному содержанию, связаны не с пресечением, а с недопущением, предупреждением нежелательного поведения обвиняемого (подозреваемого). Поэтому само название «меры пресечения» не в полной мере отражают существо данного института. Меры пресечения не столько пресекают недозволенную деятельность обвиняемого (подозреваемого) сколько обеспечивают его надлежащее поведение. Вследствие этого, меры пресечения по-другому именуют – «мерами обеспечения»63.
Меры пресечения в соответствии с требованиями ст.139 УПК применяются только в отношении обвиняемого, и лишь в исключительных случаях, на основании ст.142 УПК она может быть избрана в отношении подозреваемого, но на срок не более 10 суток. До истечения указанного срока подозреваемому должно быть предъявлено обвинение. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, мера пресечения немедленно отменяется.
Таким образом, институт мер пресечения призван, с одной стороны обеспечивать эффективное осуществление уголовного судопроизводства, что бы гарантировать надлежащее поведение обвиняемого (подозреваемого) и его явку по вызовам в орган уголовного преследования и в суд, и с другой стороны обеспечивать строжайшую охрану, гарантированных конституцией, законных прав и интересов обвиняемого (подозреваемого). Без учета указанных задач, при реализации мер пресечения невозможно осуществить правильное и законное отправление правосудия.
По смыслу ст.139 УПК органы, осуществляющие уголовный процесс вправе применить лишь одну из мер пресечения, предусмотренных ст.140 УПК.
От мер уголовно-процессуального принуждения меры пресечения отличаются своими специфическими, присущими только ей признаками:
по целям их применения – пресечение со стороны обвиняемого (подозреваемого) возможности совершения ненадлежащего поведения, препятствующего осуществлению задач правосудия;
по основаниям их применения – достаточные данные полагать, что без избрания указанных меры возникает реальная возможность наступления последствий, препятствующих производству по уголовному делу;
по ограничительному признаку – меры пресечения существенно ущемляют права конкретного обвиняемого на личную свободу.
Характеризуя сущность мер пресечения необходимо подчеркнуть, что они оказывают на обвиняемого моральное воздействие64; представляют угрозу наступления значительных материальных потерь65; изолируют обвиняемого от общества66; оказывают превентивное воздействие не только на обвиняемых, но и на других участников процесса и в целом на граждан67; это меры насильственные, принудительные, они применяются вопреки воле и желанию обвиняемых, они направлены на подавление воли и желаний, принуждают их либо воздержаться, не совершать установленных законом деяний, либо, напротив, заставляют обвиняемых совершать предусмотренные законом действия68; и в конечном итоге оказывают на обвиняемых психологическое, физическое или материальное воздействие в целях обеспечения с их стороны надлежащего поведения при производстве по уголовному делу69.
4. Виды мер пресечения и их классификация
|