Главная страница
Навигация по странице:

Уголовно-процессуальное право РК. Учебнометодический комплекс дисциплины Уголовнопроцессуальное право Республики Казахстан



Скачать 2.41 Mb.
Название Учебнометодический комплекс дисциплины Уголовнопроцессуальное право Республики Казахстан
Анкор Уголовно-процессуальное право РК.doc
Дата 04.05.2017
Размер 2.41 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Уголовно-процессуальное право РК.doc
Тип Учебно-методический комплекс
#7066
страница 22 из 23
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23

Таким образом, мера пресечения может быть избрана, при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый (подозреваемый), находясь на свободе, нарушит одно или несколько из нижеуказанных целей:


  1. скроется от дознания, предварительного следствия или суда;

  2. воспрепятствует объективному расследованию и разбирательству дела в суде;

  3. будет продолжать заниматься преступной деятельностью;

  4. воспрепятствует исполнению приговора.

Перечень указанных в ст. 139 УПК целей применения мер пресечения является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Например, применение меры пресечения в целях получения от обвиняемого признательных показаний либо за нарушение им порядка на суде является незаконным.

Закон ограничивает применение меры пресечения только действительно необходимыми случаями и в то же время при наличии в деле доказательств, изобличающих обвиняемого в совершении преступления в совокупности с основаниями для избрания мер пресечения, а также предупреждает случаи необоснованного отказа от применения этих мер. Поскольку названные цели носят прогностический характер, применение мер пресечения возможно при вероятности наступления указанных обстоятельств, то есть предположения о том, что обвиняемый скроется, помешает установлению истины, будет заниматься преступной деятельностью. Указанные предположения обязательно должны базироваться на фактических данных, позволяющих сделать вывод о наличии на то оснований указанных в законе. Так, основанием для вывода о том, что:

  1. обвиняемый скроется от органов, осуществляющих уголовный процесс, могут служить достоверные сведения об увольнении его с работы, умышленном оставлении им места постоянного жительства, проживание в неустановленных местах или выписка его с места жительства в целях избежания уголовной ответственности за совершенное преступление и т.п.;

  2. обвиняемый воспрепятствует объективному расследованию и разбирательству дела в суде, должны служить недозволенные действия о его попытке подкупить, запугать, подговорить, ввести в заблуждение свидетелей, потерпевших, экспертов и иных участников процесса либо уничтожить, сокрыть, сфальсифицировать или исказить доказательства и т.п.;

  3. обвиняемый продолжит преступную деятельность, может служить наличие у него преступных связей, не доведение до конца преступных намерений, данные о прошлых судимостях, его отношение к содеянному и т.п.;

4) подсудимый воспрепятствует исполнению приговора, эта мера как бы совпадает с первой – предупреждая сокрытие обвиняемого от следствия и суда, обеспечивается и дальнейшая возможность исполнения приговора.

При вынесении обвинительного приговора судом, если в отношении подсудимого, находящегося на свободе может быть назначена строгая мера наказания, связанная с лишением свободы либо судом устанавливается совершение им тяжкого или особо опасного преступления, то необходимо избрать в отношении него меру пресечения – арест на стадии судебного разбирательства. Таким образом, суд обеспечивает возможность реализации вынесенного им или оставленного без изменения приговора.

Необходимо поддержать точку зрения, высказанную Ю.Д. Лившицем, который конкретизирует основания для избрания меры пресечения. В частности он подчеркивает, что: «Когда органы расследования приходят к выводу, что обвиняемый может скрыться или незаконными способами будет препятствовать расследованию дела, они вправе применить к нему ту или иную меры пресечения. Таким образом, любые фактические данные, могущие указывать на отмеченное поведение обвиняемого (в определенных случаях и подозреваемого), следует считать основаниями для избрания меры пресечения»93.

В юридической литературе основания применения мер пресечения делятся на процессуальные и фактические94.

Процессуальное основание – наличие обвинения, задержания или избрание меры пресечения.

Фактическое – наличие соответствующих данных, указывающих на необходимость ограничения свободы обвиняемого.

Для правильного избрания меры пресечения необходимо установить наличие тех или иных оснований, указывающих на вероятность уклонения обвиняемого. Их установление в практике применения закона представляет особую сложность. По этому вопросу правильную характеристику дает П.И. Люблинский, который отмечает, что: «Стремление к уклонению, скрываясь в психике обвиняемого, будучи затаенным среди сокровенных его стремлений, не может быть констатировано непосредственно. Для определения его приходится прибегать к определению мотивов, имевших возможность повлиять на среднюю психику человека, при известных условиях, к принятию определенного решения относительно уклонения»95.

Для выявления достоверных оснований для применения мер пресечения большое значение имеют обстоятельства, учитываемые при избрании мер пресечения (ст.141 УПК).

К ним относятся: тяжесть предъявленного обвинения, личность обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий, имущественное положение, наличие постоянного места жительства и другие обстоятельства.

Рассмотрим каждый из перечисленных обстоятельств:

Под тяжестью предъявленного обвинения имеется в виду общественная опасность совершенного преступления. Интересы безопасности общества в этом случае требуют немедленной изоляции обвиняемого, так как с учетом характера совершенного преступного деяния и предполагаемого уголовного наказания вероятность не надлежащего поведения со стороны обвиняемого велика.

При оценке тяжести совершенного преступления, для правильного решения вопроса о возможном уклонении обвиняемого от органов производящих расследование и суда, учитываются все его особенности и обстоятельства, установленные к моменту избрания меры пресечения.

При решении вопроса о применении меры пресечения необходимо изучение личности и образа жизни обвиняемого. Эту информацию следователь может получить путем его допроса, а также допроса лиц, могущих охарактеризовать личность обвиняемого (очевидцы преступления, потерпевшие, родственники, соседи, сослуживцы и т.п.). В процессе допроса следователь выясняет субъективное отношение обвиняемого к совершенному им противоправному деянию, а также обстоятельства характеризующие обвиняемого. Кроме этого, следователь должен произвести необходимые следственные и процессуальные действия в целях выявления обстоятельств преступного события, запросить по месту работы характеристику на обвиняемого, а в учетных органах сведения о прежних судимостях. Таким образом, исходными данными в определении поведения обвиняемого служат собранные по делу доказательства. Полученная в ходе расследования по делу достоверная информация поможет следователю установить умысел о возможном уклонении или вероятность не уклонения обвиняемого от органов, ведущих уголовный процесс.

Немаловажное значение имеет возраст обвиняемого. Так статья 490 и 491 УПК предусматривает специальные меры пресечения для несовершеннолетних. Арест в отношении несовершеннолетних должен применяться лишь в виде исключения, когда это вызвано тяжестью совершенного преступления.

К обвиняемым преклонного возраста применяются, как правило, меры пресечения не связанные с лишением свободы.

При избрании меры пресечения следователи должны учитывать состояние здоровья обвиняемого, при этом принимается во внимание не только наличие у лица какого-либо заболевания, а также беременность женщины. При тяжелом состоянии здоровья обвиняемого, совершившего опасное преступление, следует, по возможности заменять меру пресечения арест на альтернативные виды, например, в зависимости от обстоятельств дела на меры пресечения – домашний арест или залог.

Наличие у обвиняемого семьи, особенно с большим количеством иждивенцев, малолетних детей либо когда обвиняемый является единственным кормильцем семьи, естественно, уменьшает вероятность его уклонения от органов, ведущих уголовный процесс. В этих случаях необходимо применять меры пресечения не связанные с лишением свободы.

Род занятий также необходимо учитывать для правильного избрания меры пресечения. Вероятность уклонения обвиняемого, занимающегося общественно-полезным трудом, менее опасна в сравнении с лицом без определенных занятий. Кроме того, вид трудовой деятельности учитывается следователем для решения вопроса о временном отстранении обвиняемого от должности.

Имущественное положение обвиняемого или его поручителей изучается в целях ограничения социально-экономических прав, то есть для применения меры пресечения – залог.

Наличие постоянного места жительства учитывается следователем при избрании меры пресечения связанной с ограничением права на свободу передвижения и выбора места жительства или места пребывания обвиняемого. Если же обвиняемый не имеет постоянного места жительства, то будет затруднительно избрать в отношении него, например, такую меру пресечения как подписка о невыезде и надлежащем поведении, личное поручительство или отдача несовершеннолетнего под присмотр.

Другие обстоятельства учитываемые следователем или судом при избрании меры пресечения могут быть разделены: на смягчающие и отягчающие.

К смягчающим обстоятельствам следует отнести: чистосердечное раскаяние в совершенном обвиняемым преступлении; явка с повинной; наличие государственных наград, почетных званий либо других заслуг перед Родиной; положительные характеристики с места работы либо с места жительства; добровольное заглаживание преступных последствий либо оказывание содействия в раскрытии и расследовании преступления; совершение впервые преступления небольшой тяжести; совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материально, служебной или иной зависимости; совершение преступления при нарушении условия крайней необходимости и т.п.

Отягчающим обстоятельствам могут быть: неоднократность совершения преступления, общий или специальный рецидив; особо активная роль в совершении преступления (организатор либо исполнитель); совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного; совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего; причинение преступлением тяжких последствий и т.п.

В случаях, когда орган, ведущий уголовный процесс в имеющихся материалах уголовного дела не усматривает оснований для применения меры пресечения, то, как правило, в таком случае у обвиняемого отбирается обязательство о явке к дознавателю, следователю, в суд.

Обязательство являться по вызовам и сообщать о перемене места жительства является мерой уголовно-процессуального принуждения. Сущность обязательства заключается в том, что обвиняемый имеет право выезжать за пределы района проживания, по своему усмотрению менять место жительства, однако должен ставить об этом в известность орган, ведущий уголовный процесс, а также немедленно являться по их вызовам.

Обязательство о явке имеет существенное отличие от мер пресечения. В частности она может быть применена к более широкому кругу участников уголовного процесса, а именно к обвиняемому, подозреваемому, свидетелю и потерпевшему. Нарушение принятого на себя обязательства указанными лицами влечет их принудительный привод, а в отношении обвиняемого или подозреваемого возможность применения меры пресечения.

В законе не предусмотрен процессуальный порядок отобрания обязательства о явке (ст.157 УПК). В связи с чем, в практике применения данной меры принуждения отдельное постановление не выносится.

Для решения данного вопроса необходимо поддержать точку зрения В.А. Михайлова, который аргументирует свою позицию тем, что во всех случаях принятия решения о применении любого вида мер уголовно-процессуального принуждения необходимо вынесение постановления. Это вытекает из общего правила уголовного процесса. Мотивированное решение о применении меры принуждения гарантирует от произвола, оно необходимо и для того, чтобы гражданин, к которому она применяется, имел возможность обжаловать ее96.
6. Процессуальный порядок применения, отмены и

изменения меры пресечения. Сроки ареста и порядок их продления.
На основании требований ст. 139 УПК вправе избирать меры пресечения орган, ведущий уголовной процесс. Согласно п.10 ст.7 УПК к «органу, ведущему уголовный процесс» относятся – суд, а также при досудебном производстве по уголовному делу прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель. Реализовать свое право на избрание меры пресечения указанные лица, за исключением прокурора, могут только по делам находящимся в их производстве. Прокурор вправе избрать, изменить либо отменить меру пресечения по любому делу, находящемуся в производстве органа дознания и предварительного следствия, за которым он осуществляет надзор, кроме дел находящихся в суде.

Решение об избрании меры пресечения оформляется мотивированным постановлением лица, осуществляющего уголовное преследование или судьи. Согласно ч. 2 ст.16 Конституции РК «Арест и содержание под стражей допускается только в предусмотренных законом случаях и лишь с санкции суда или прокурора, с предоставлением арестованному права судебного обжалования». Однако право судьи на дачу санкции на арест обвиняемого (подозреваемого) в отраслевом законе не воспринят и на сегодняшний день является декларативным.

В соответствии с требованиями ч.5 ст.66 УПК постановление об избрании, изменении или отмене в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения вынесенное дознавателем подлежит утверждению начальником органа дознания. Согласно ч.1 указанной статьи полномочиями начальника органа дознания, в пределах своей компетенции обладают начальник Главного управления (Департамента), управления, отдела, отделения и иных подразделений органа дознания.

Постановление о применении (об избрании)97 меры пресечения состоит из трех частей: вводной, описательной, резолютивной.

Во вводной части указывается: наименование документа, время и место его составления, каким должностным лицом составлено, по какому делу, анкетные данные обвиняемого (подозреваемого).

В описательной части излагается: что именно установлено и какое решение должно быть принято из установленного; мотивировка и обоснование принятого решения; цели, для достижения которых она применяется; статьи УПК, в соответствии с которыми применяется данная мера пресечения.

В резолютивной части: формулируется принятое решение, указывается лицо или органы которым поручается его исполнение, отметка о направлении копии постановления прокурору, об объявлении под роспись постановления обвиняемому (подозреваемому) и вручении ему копии указанного документа.

Постановления о применении, изменении или отмене меры пресечения – арест, домашний арест или залог должны быть санкционированы прокурором. Санкция прокурора как органа, осуществляющего надзор за производством дознания и предварительного следствия, служит гарантией законности и обоснованности применения, указанных мер пресечения, существенно затрагивающих интересы граждан.

Кроме вынесения постановления при применении некоторых видов мер пресечения оформляется также соответствующая подписка, протокол или постановление. Например, подписка о невыезде и надлежащем поведении, о личном поручительстве, о принятии под присмотр; уведомление об аресте обвиняемого; сторожевые листки; сообщение командиру воинской части; протокол о принятии залога; постановление об обеспечении присмотра имущества арестованного и др.

Уголовно-процессуальный закон обязывает орган, применивший меру пресечения, сообщить об аресте обвиняемого (подозреваемого) членам его семьи, а также по месту работы.

В соответствии со ст. 155 УПК орган, ведущий уголовный процесс обязан обеспечить право на попечение детям и нетрудоспособным лицам, оставшимся без присмотра в результате ареста родителя или кормильца, а равно организовать присмотр его имущества и принадлежащих ему животных оставшихся без присмотра по указанным причинам.

О передаче на попечение детей арестованного в возрасте до 16 лет или нетрудоспособных (престарелых, инвалидов, тяжелобольных или психически нездоровых и т.п.) оставшихся без надзора, выносится отдельное постановление. Передача таких детей и нетрудоспособных лиц на попечение должна рассматриваться как обязанность органа уголовного преследования и суда.

Временное попечение может быть возложено на отдельных совершеннолетних, добропорядочных граждан, могущих обеспечить правильное воспитание и соответствующую заботу о детях или нетрудоспособных лицах с их согласия. Ими могут быть родственники, педагог, соседи, сослуживцы, друзья семьи и т.п. Кроме этого дети могут быть переданы в школу-интернат, детский дом и другие детские учреждения. В случае необходимости через соответствующие органы в порядке, установленном законом, для таких детей может быть оформлено попечительство или опека.

Нетрудоспособные родственники обвиняемого оставшиеся без опеки могут быть переданы в дом престарелых, санаторий, больницу и т.п.

О принятых мерах в отношении детей и нетрудоспособных лиц арестованного, следует незамедлительно поставить его в известность.

В отношении несовершеннолетних от 16 до 18 лет, если они остались одни и не имеют самостоятельных дохода, необходимо обеспечить материальные средства за счет республиканского бюджета.

Если при аресте обвиняемого (подозреваемого) остальные совершеннолетние члены его семьи отсутствуют или он проживал один, то принимаются меры к присмотру за его имуществом и животными, который орган, ведущий уголовный процесс обязан этому лицу обеспечить по его просьбе и за его счет.

Имущество может быть передано в КСК, ЖЭУ или иную соответствующую организацию, при этом квартира опечатывается. Животные могут быть переданы для присмотра и ухода в животноводческие фермы, товарищества, или иные хозяйства.

Поручения лица, осуществляющего уголовное преследование или судьи, об организации присмотра за имуществом арестованного и принадлежащими ему животными обязательны для исполнения соответствующими государственными органами и организациями.

Кроме этого, квартира, имущество и животные, принадлежащие арестованному, могут быть переданы для присмотра родственникам или соседям с их согласия.

Сроки ареста и порядок их продления.В соответствии с требованиями ст.153 УПК срок ареста при досудебном производстве по делу не может превышать двух месяцев. В исключительных случаях, при невозможности закончить расследование в срок до двух месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен по мотивированному ходатайству следователя районным, городским прокурором и приравненными к ним военными и иными прокурорами – до трех месяцев, а прокурором области и приравненными к нему прокурорами и их заместителями по мотивированному ходатайству следователя, поддержанному районным, городским и приравненными к ним военным и иным прокурором, – до шести месяцев.

Дальнейшее продление срока может быть осуществлено лишь в виду особой сложности дела заместителем Генерального Прокурора, Главным военным прокурором по мотивированному ходатайству начальника следственного отдела, поддержанному прокурором области и приравненными к нему прокурорами, – до девяти месяцев.

Под особой сложностью дела можно признать:

  • многоэпизодное, длящееся либо групповое дело;

  • когда преступления совершены в разных районах и областях;

  • когда лицо, обвиняется в совершении ряда преступлений, и по ним проводятся сложные экспертизы;

  • когда некоторые версии органов, осуществляющих уголовное преследование либо алиби обвиняемого, требуют значительного времени для их проверки;

  • когда обвиняемый помещен для стационарного наблюдения в медицинское или психиатрическое учреждение и др.

Продление срока ареста свыше девяти месяцев допускается в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений98, Генеральным Прокурором РК по мотивированному ходатайству прокурора области и приравненных к нему прокуроров – до двенадцати месяцев. Вопрос о продлении ареста на срок свыше девяти месяцев предварительно рассматривается на коллегии Генеральной прокуратуры РК.

В законе однозначно указано, что дальнейшее продление срока ареста не допускается, арестованный обвиняемый подлежит немедленному освобождению.

Однако в практике уголовного судопроизводства имеются примеры, когда обвиняемые и подсудимые подвергались заключению под стражу более чем на 12 месяцев и даже еще на большие сроки. Например, всем известное дело по обвинению Чекатило или так называемое «Узбекское дело». Можно предположить, что здесь мы имеем нарушение законности. Однако это не так. В соответствии со ст. 322 УПК в процессе главного судебного разбирательства срок ареста подсудимого по уголовному делу исчисляется заново, то есть с момента поступления дела в суд и до вынесения приговора. Этот срок не должен превышать шести месяцев. По делам о тяжких преступлениях по истечении шестимесячного срока, суд своим постановлением вправе продлить срок ареста до двенадцати месяцев. Таким образом, если предположить, что обвиняемый за совершение тяжкого преступления на стадии предварительного расследования содержался под стражей двенадцать месяцев, а затем срок ареста подсудимого в главном судебном разбирательстве был продлен, то мы при сложении указанных сроков (12+12=24 месяца) имеем два года срока заключения под стражу лица, совершившего преступление. Получается, что максимальный срок ареста 24 месяца. Однако, есть случаи, когда обвиняемые или подсудимые содержались и более двух лет. Разъяснение этому нам дает ч.5 ст.322 УПК, которая гласит, что вышеуказанные правила не распространяются на дела об особо тяжких преступлениях. Таким образом, по указанным категориям дел срок судебного разбирательства законом не ограничен.

При производстве расследования по делу срок ареста исчисляется с момента заключения обвиняемого (подозреваемого) под стражу до направления прокурором дела в суд. В срок ареста засчитывается время задержания лица, в качестве подозреваемого, время домашнего ареста и принудительного нахождения в психиатрическом или ином медицинском учреждении по решению суда. Время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении срока ареста не учитывается.

Согласно ч.12-14 ст.153 УПК в случае повторного ареста обвиняемого (подозреваемого) по одному и тому же делу, а также по соединенному с этим или выделенному из него уголовному делу срок ареста исчисляется с учетом времени, проведенного им под стражей. При возвращении судом дела для дополнительного расследования, по которому предельный срок ареста обвиняемого не истек, а оснований для изменения меры пресечения не имеется, прокурор, осуществляющий надзор за следствием, продлевает срок ареста в пределах одного месяца со дня поступления уголовного дела в прокуратуру. В случае отмены приговора в результате производства в надзорной инстанции или по вновь открывшимся обстоятельствам, в отношении лица, отбывающего наказание в виде лишения свободы, и направлении дела на новое расследование с применением судом меры в виде ареста применяется общий порядок исчисления и продления срока ареста.

В случае возобновления прекращенного или приостановленного уголовного дела, по которому обвиняемый содержался под стражей, в срок заключения под стражу следует включать время нахождения обвиняемого под арестом до прекращения или приостановления дела.

При необходимости продления срока ареста следователь, осуществляющий производство по делу, обязан вынести мотивированное постановление. Продлению подлежат не только срок ареста, но и срок следствия, так как без продления срока следствия не будет возможности для дальнейшего производства расследования по делу.

В описательной части, которого следует указать: сущность предъявленного обвинения; фактические данные, на которых основано уголовное преследование; даты возбуждения уголовного дела, избрания меры пресечения и предъявления обвинения; состояние расследования в момент вынесения постановления; перечень следственных и процессуальных действий, которые необходимо произвести и какой для этого требуется срок; мотивы, по которым не может быть изменена мера пресечения; предельный срок, в течение которого предполагается закончить расследование; причины продления срока следствия и ареста, а также меры, принятые к быстрейшему окончанию расследования.

В резолютивной части постановления формируется ходатайство о продлении срока ареста обвиняемого. Ходатайство должно быть возбуждено заблаговременно, чтобы вопрос о продлении срока мог быть разрешен до истечения срока ареста. Ходатайство о продлении срока ареста представляется районному, городскому прокурору и приравненным к ним военным и иным прокурорам, прокурору области приравненным к нему прокурорам не позднее семи суток до истечения срока ареста, а Генеральному Прокурору РК, его заместителям и Главному военному прокурору – не позднее пятнадцати суток до истечения срока ареста.

Ходатайство о продлении срока ареста подлежит рассмотрению Генеральным Прокурором РК, его заместителями и Главным военным прокурором в срок не более десяти суток, а нижестоящим прокурорами – в срок не более пяти суток с момента поступления ходатайства.

Рассмотрев ходатайство, прокурор санкционирует продление срока ареста обвиняемого или отказывает в удовлетворении ходатайства. По истечении срока ареста, если он не был продлен, обвиняемый подлежит немедленному освобождению.

Законодатель усиливает в ст.153 УПК гарантии охраны прав и интересов обвиняемого (подозреваемого) на неприкосновенность личности. В связи с этим, уголовно-процессуальный закон обязывает руководителя администрации места содержания под стражей не позднее, чем за 24 часа до истечения срока ареста обвиняемого уведомить об этом орган или лицо, в производстве которого находится уголовное дело, а также прокурора. Если по истечении установленного законом срока ареста в качестве меры пресечения соответствующее решение об освобождении обвиняемого либо о продлении срока его ареста в качестве меры пресечения или сообщение об этом решении не поступило, руководитель администрации места содержания под стражей освобождает его своим постановлением, копию которого в течении 24 часов направляет органу или лицу в производстве которого находится уголовное дело, и прокурору. В случае не выполнения указанных требований закона руководитель администрации места содержания под стражей будет привлечен к ответственности в соответствии со ст.346 УК за заведомо незаконное содержание под стражей.

В соответствии со статьями 47 и 48 Закона РК «О порядке и условиях содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» основаниями освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под стражи являются:

  1. постановление следователя, дознавателя, прокурора или судьи, а также судебное постановление, вынесенное в соответствии с УПК РК;

  2. постановление руководителя администрации места содержания под стражей или прокурора об освобождении указанного подозреваемого или обвиняемого, в связи с истечением установленного законодательством РК срока содержания под стражей.
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23
написать администратору сайта