Главная страница
Навигация по странице:

Педагогическая психология Регуш Орлова. Учебное ёз пособие под редакцией Л. Регуш, А. Орловой Педагогическая психология Допущено Учебнометодическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,



Скачать 2.85 Mb.
Название Учебное ёз пособие под редакцией Л. Регуш, А. Орловой Педагогическая психология Допущено Учебнометодическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
Анкор Педагогическая психология Регуш Орлова.doc
Дата 12.04.2017
Размер 2.85 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Педагогическая психология Регуш Орлова.doc
Тип Документы
#599
страница 27 из 30
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   30
Глава 4.3

Психологические проблемы освоения педагогической деятельности педагога


Не существует такой проблемы, в которой не было бы бесценного дара для тебя.

Ты создаешь себе проблемы, потому что эти дары тебе крайне необходимы.

Ричард Бах. Иллюзии
Тот, кто с юности верует в собственный ум, Стал в погоне за истиной сух и угрюм. Притязающий с детства на знание жизни, Виноградом не став, превратился в изюм.

Омар Хайям. Рубаи

Основные понятия: стадии профессионального становления, уровни профессионализации, профессиональные деструкции педагога, профес­сиональная идентичность, профессиональная адаптация, стереотипы, педагогическое прогнозирование.


4.3.1. Профессиональное становление учителя

Студентам — будущим педагогам важно знать перспективы профес­сионального роста и те проблемы, которые встречаются на пути к профессиональному мастерству. Знания о перспективах развития, в том числе и профессионального, позволяют предупреждать проблемы или готовиться к встрече с ними. В отечественной психологии вопрос о профессиональном развитии педагога достаточно хорошо изучен.





Профессиональное становление — это процесс формирования у педагога личностных свойств, профессиональных компетенций, адекватных требованиям профессиональной деятельности. Последние складываются в резуль тате овладения и использования педагогом совокупности теоретических знаний, способов их передачи, педагоги­ческих технологий, включения их в разнообразные профессионально значимые виды деятельности. Т акой подход к пониманию процесса профессионализации позволяет гов орить о том, что личность в этом процессе должна измениться таким образом, чтобы соответствовать требованиям профессиональной деятельности.

Стадии профессионального становления педагога Критериями выделения стадий профессионализации учителя счи­таются (Э. Ф. Зеер, Н. С. Г луханюк, Е. А. Климов, Э. Э. Сыманюк и др.) социальная ситуация в жизни конкретного человека и уровень ре­ализации профессиональной деятельности. На основе этих критериев выделены следующие этапы профессионального становления:

  • формирование профессиональных намерений и выбор профессии (период оптации);

  • стадия профессиональной подготовки, ведущая деятельность, кото­рой занят человек, — учебно-профессиональная;

  • стадия профессиональной адаптации, ведущая деятельность про­фессиональная на уровне нормативно-репродуктивном (освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, фор­мирование социально и профессионально важных качеств);

  • стадия первичной профессионализации — деятельность характе­ризуется индивидуальными личностносообразными качествами выполнения, устойчивым профессиональным уровнем активности, интеграцией профессиональных и социально важных качеств;

  • стадия вторичной профессионализации или профессионального мастерства, характеризуется высокой творческой активностью, про­дуктивным уровнем выполнения профессиональной деятельности. В предложенных этапах профессионализации за основу взяты,

как указывалось выше, ведущий вид деятельности (учеба, професси­ональная деятельность) и уровень освоения деятельности, поэтому в характеристике этапов профессионализации не отражено их влияние на становление и развитие личности. Эти вопросы рассматриваются специально в контексте ов ладения деятельностью: компетентностью, профессионально важными качествами (Ю. Н. Кулюткин, Н. В. Кузь­мина, Л. М. Митина, А. А. Реан, Г. С. Сухобская и др.).

Уровни владения профессиональной деятельностью . Один из ведущих исследователей психологии труда и личности учителя —





Н. В. Кузьмина выделяет следующие уровни овладения педагогической профессией:

  • репродуктивный уровень, который характеризуется тем, что препо­даватель поглощен информационной стороной учебного процесса, самим процессом передачи информации, пересказом, часто близ­ким к учебным текстам. Специальные знания являются самоцелью, а не средством воспитания;

  • адаптивный уровень включает значительно большее количество элементов п едагогической с истемы д ля р ешения п едагогических задач: педагог приспосабливает учебную информацию к аудитории, но пока главной остается сама информация. Происходит накопле­ние психологических знаний об учащихся;

  • локально-моделирующий уровень владения деятельностью по­зволяет педагогу включить в зону активного внимания цели пе­дагогической системы, оценить, в какой мере его индивидуальная система деятельности подчинена искомому конечному резуль тату. Именно благодаря поиску ответа на этот вопрос происходит скачок в профессиональном развитии;

  • системно-моделирующий уровень отличается от всех предыдущих тем, что к педагогу впервые приходит осознание учащегося субъ­ектом учебно-познавательной деятельности. Начинается активный поиск способов предоставления ему возможности выступать в роли субъекта.

В исследовании А. В. Явношан получены данные о распределении преподавателей по уровням профессионализации, %:

  • репродуктивный уровень деятельности 8

  • адаптивный уровень деятельности 70

  • локально-моделирующий уровень 20

  • системно-моделирующий уровень 2

«Профессионализм, по мнению Н. В. Кузьминой, состоит в том, что

педагог владеет искусством формировать у начального состава учащихся готовность к продуктивному решению задач средствами своего п ред-мета за отведенное на учебно-воспитательный процесс время»1. В этом определении профессионализм не связывается с изменением личности самого педагога, акцент сделан на профессиональных умениях.

Уровни профессионального становления определяет процесс овладе­ния способами решения педагогических задач в рамках имеющихся в пе­дагогической системе целей. Качественный скачок в профессиональном


1 Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилищ. М., 1989. С. 11.





развитии учителя, по мнению Н. В. К узьминой, происходит на уровне локально-моделирующей деятельности. Он связан с осознанием учи­телем индивидуальной системы деятельности и оценкой того, в какой мере она подчинена конечному резуль тату педагогической системы.

4.3.2. Влияние профессионализации на изменения личности педагога

С начала 1940-х гг. в профессиональной психологии началось смещение акцентов с изучения психофизиологических качеств на исследование личности. Это связано прежде всего с тем, что и процесс и конечные результаты труда оказывались опосредствованы не только и не столько психофизиологическими особенностями человека, сколько комплек­сом личностных свойств. Все последующие годы психологи ак тивно изучали профессионально важные качества как ответ на требования профессиональной деятельности.

В профессиональной психологии возникло направление, в рамках которого стали изучать личностные свойства, не только способству­ющие профессионализации, но и те, которые приводят к личностным деструктивным изменениям. Эти изменения оказались достаточно ти­пичными для того или иного вида профессий, в том числе и для педаго­гической деятельности (Кузьменкова О. В., Никифоров Г С., Сыманюк Э. Э. и др.). Психологический анализ профессиональных деструкций педагога1 показал, что они неизбежно возникают в процессе возрастных и личностных изменений, а также под влиянием содержания и особен­ностей педагогической деятельности.

Профессиональная деструкция — разрушение, деформация, сло­жившейся психологической структуры личности в процессе профес­сионального труда.

Осуществление любой профессиональной деятельности не требует всех многообразных качеств и способностей личности, часть из них ос­таются невостребованными. По мере профессионализации успешность деятельности начинает определяться ансамблем профессионально важных качеств, которые годами «эксплуатируются». Некоторые из них, как правило, обусловленные взаимодействием с людьми, посте­пенно трансформируются в профессионально нежелательные качества. Одновременно исподволь развиваются профессиональные акцентуа­ции — чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста. Некоторые


1 Психология становления педагога профессиональной школы / Под ред. Э. Ф. Зеера. Екатеринбург, 1996. С. 148.





функционально нейтральные свойства личности, развиваясь, могут трансформироваться в профессионально отрицательные качества. Результатом всех этих психологических метаморфоз становится де­формация личности специалиста.

Многолетнее выполнение профессиональной деятельности не мо­жет постоянно сопровождаться ее совершенствованием и непрерывным профессиональным развитием личности. Неизбежны, пусть временные, периоды стабилизации. На начальных стадиях профессионализации эти периоды недолговременны. На последующих стадиях у отдельных специалистов время стабилизации может продолжаться достаточно долго: год и более. В этих случаях уместно говорить о наступлении профессиональной стагнации личности. Уровни выполнения профес­сиональной деятельности при этом могут сильно отличаться. И даже при достаточно высоком уровне профессиональной деятельности, реализуемой одними и теми же способами, стереотипно и стабильно, имеет место проявление профессиональной стагнации.

Факторами, детерминирующими деформации, по мнению Э. Ф. Зе-ера, являются профессиональные стереотипы и разнообразные формы психологической защиты.

Все многообразие факторов, детерминирующих профессиональные деструкции, можно разделить на три группы:

  1. объективные, связанные с социально-профессиональной ситуа­цией, имиджем и характером профессии, учебно-пространственной средой;

  2. субъективные, обусловленные личностными особенностями педа­гога и обучаемых, характером их взаимоотношений;

  3. объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального образовательного процесса, качеством управ­ления, профессионализмом руководителей.

Эти факторы порождают психологические детерминанты деформа­ций личности.

Предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах выбора педагогической профессии. Это как осознава­емые мотивы выбора (социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага), так и неосознаваемые (стремление к власти, доминированию, самоутверждению).

Пусковым механизмом деформации становятся деструкции ожи­дания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь. Педагогическая реальность сильн о отличается от пр едставле-ния, сформировавшегося у молодого специалиста в педагогическом учебном заведении. Первые же трудности побуждают начинающего





педагога к поиску «кардинальных» методов работы. Неудачи, отрица­тельные эмоции, разочарования инициируют развитие профессиональ­ной дезадаптации педагога.

В процессе выполнения любой профессиональной деятельности специалист повторяет одни и те же действия и операции. В типичных условиях труда становится неизбежным образование стереотипов осуществления профессиональных функций. Они упрощают выпол­нение профессиональной деятельности, повышают ее определенность, облегчают взаимоотношения с обучаемыми и коллегами. Стереотипы придают профессиональной деятельности стабильность, способствуют формированию индивидуального стиля деятельности.

Стереотипы — неизбежный атрибут профессионализации специа­листа; образование автоматизированных профессиональных умений и навыков, становление профессионального поведения невозможны без накопления бессознательного опыта и установок.Одним из стерео­типов педагогов, по данным В. Л. Ситникова, является представление о хорошем ученике. Следствием этого стереотипа становятся педа­гогические ожидания (экспектации), которые часто оправдываются. «Хорошим» ученикам завышают отметки, часто поощряют, активнее поддерживают, и они действительно повышают свою учебно-познава­тельную активность. «Плохой» ученик становится хуже и тем самым подтверждает ожидания педагога.

В зависимости от прошлого опыта педагога формируются стерео­типы восприятия обучаемых, оценка педагогических ситуаций, форм и методов обучения.

Таким образом, педагогический стереотип проявляется в схематиза­ции и типизации учащихся, упрощении педагогических ситуаций на ос­нове прошлого опыта, предвзятого отношения к ученикам, демонстри­рующим ненормативное поведение и имеющим низкую успеваемость.

К психологическим детерминантам профессиональных деструкций относятся разные формы психологической защиты. Педагогическая де­ятельность характеризуется большой неопределенностью, вызывающей психическую напряженность, часто сопровождается отрицательными эмоциями, неоправдавшимися ожиданиями. В этих случаях вступают в действие защитные механизмы психики. Из огромного многообразия видов психологической защиты на образование профессиональных де-струкций влияют отрицание, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, отчуждение. Особенностью психологической защиты является ее неосознанность.

На развитие деформаций педагога большое влияние оказывает уровень его интеллекта. Исследования общего интеллекта педагогов





показывают, что с ростом стажа работы он снижается. Здесь имеют место и возрастные изменения, но главная причина заключается в осо­бенностях педагогического труда.

Деформации обусловлены также тем, что у каждого человека есть предел развития уровня образования и профессионализма. Причинами предела развития могут стать психологическое насыщение професси­ональной деятельностью, неудовлетворенность имиджем профессии, низкой зарплатой, отсутствием моральных стимулов.

Но главным фактором, ключевой детерминантой развития деструк-ций является сама профессиональная деятельность. Но всех ли педа­гогов, включенных в профессиональную деятельность, она разрушает? Какие есть пр отивовесы разрушительной с иле профессиональных стереотипов, напряжений и стагнаций?

Таким противовесом является профессиональное самосознание. Основной его характеристикой является осознание различных сторон профессионального «Я». От того, как человек воспринимает и оцени­вает свою работу, свои достижения в определенной деятельности и себя в профессиональных ситуациях, зависит его общее самочувствие и эффективность его деятельности. Профессиональное самосознание является, кроме того, основным источником и механизмом професси­онального развития и усовершенствования.

Только в том случае, если человек осознает себя в профессиональной роли, адекватно оценивает свои достижения, свои профессиональные качества и уровень их развития, возможно сознательное и активное профессиональное развитие и саморазвитие.

Все рассмотренные подходы в области профессиональной психоло­гии личности указывают на то, что, во-первых, в процессе профессио­нализации происходят личностные изменения. Во-вторых, профессио­нализация для личности не является только фактором поступательного ее развития и самоактуализации: в этом процессе происходят как позитивные, так и деструктивные изменения. В-третьих, личностные изменения в профессиональной деятельности происходят в единстве с рефлексивными процессами, которые способствуют развитию профес­сионального самосознания.

4.3.3. Характеристика профессиональной идентичности педагога

В самом широком смысле идентичность понимается как отождествле­ние себя с другим человеком, непосредственное переживание субъек­том той или иной степени тождественности с объектом. Само по себе





это определение не вносит в понятие идентичности достаточно четкого психологического смысла, поскольку требует раскрыть то понятие, че­рез которое дано определение тождества: «Тождество — есть равенство предмета или явления с самим собой», или в словаре С. И. Ожегова: «Тождество — полное сходство»1. Эти определения тождества относятся к логической характеристике и не проясняют психологический смысл тождества — понятия, через которое характеризуется идентичность.

Если проанализировать ту часть определения тождества, которая говорит — что это есть равенство с самим собой, то, значит , нужно иметь конкретный смысл в слове «сам». В психологии он наполнен характеристиками значений «Я». «Я» человека многолико, поскольку человек имеет в сознании различные его образы: физический, социаль­ный, этнический, полоролевой и т . п. Поэтому тождественность этих различных «Я» состоит в соответствии Я-образов некоторым пред­ставлениям индивида в той или иной области своей жизни. Например, интересующая нас профессиональная идентичность может пониматься как тождественность профессионального Я-образа некоторым пред­ставлениям о себе в этой профессии.

Но в понятии тождества есть и другая составляющая — тождество себя с другими. Эта часть определения тождества наводит на мысль о том, что идентичность не является пр остым тождеством самому себе или другим, а предполагает определенные соотношения «Я» и «дру­гие». Именно в этом контексте в психологии идет анализ понимания идентичности. «Через других мы становимся самими собой», — писал Л. С. Выготский2.

Становление идентичности происходит в процессе согласования двух базовых человеческих потребностей:

  1. потребность принадлежать к общности, группе;

  1. потребность в самобытности, уникальности своего «Я», уверен­ности, независимости.
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   30
написать администратору сайта